Внутренний контроль – это способность индивида видеть причинно-следственную связь между своими действиями и их результатами, а также готовность нести за них ответственность.
Особенности внутреннего контроля и внимания водителя
Водитель автомобиля — это оператор сложной системы. Для его работы характерны особенности операторской деятельности. Например, летчик в полете до 90 % сведений получает в закодированном виде благодаря различным приборам. Водитель же большую часть информации (до 95 %) получает от самого автомобиля, дороги и окружающей среды движения.
Внутренний контроль водителя только небольшую долю времени направлен на контрольно-измерительные приборы. Например, летчики могут использовать в своей работе автопилот, периодически ослабляя режим контроля и внимания. Водитель не обладает такой возможности, поскольку отвлечение внутреннего контроля даже на пару секунд, как правило, приведет к возникновению аварийной ситуации.
Эффективность работы системы напрямую относится к надежности оператора, в нашем случае – водителя. В науке принято выделять психологическую и физиологическую надежность. Психологическая надежность включает соответствие психологических качеств (свойств) личности требованиям выполняемых действий.
Частью внутреннего контроля является физиологическая надежность. Она представляет собой соответствие физических данных и состояния здоровья. Для профессиональной пригодности водителя имеют значение следующие качества:
- Пригодность по состоянию здоровья;
- Психическая пригодность.
Для психической пригодности характерны особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых психических процессов. Они являются основой внутреннего контроля водителя, а их физиологической основой становится работы коры головного мозга.
Подготовленность водителя является уровнем его профессиональных знаний, умений и навыков. Они могут быть приобретены в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Внутренний контроль предполагает хорошую подготовку. Для нее присущ обширный перечень умений, которые со временем доводятся до автоматизма. Все это обеспечивает правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях.
Уровень внутреннего контроля и профессионализм определяются степенью сформированности психофизиологических свойств. Они обеспечивают надежность деятельности в любых условиях (например, воля, самообладание, решительность, смелость, быстрая сообразительность, скорость реакций и восприятия).
Внутренний контроль и чувство ответственности водителя
Чувство ответственности водителя необходимо развивать с помощью специальных методик при проведении занятий. Надежность водителя в большей степени зависит от его работоспособности. Если человек управляет транспортным средством в состоянии сниженной работоспособности, то он начинает допускать ошибки. Так, управление самоходными машинами предполагает существенные нервные перегрузки и усилия. Они провоцируют утомление различной степени, начиная с легкой усталости и заканчивая сильным переутомлением.
Усиление усталости происходит в результате действия следующих факторов:
- Недостаточный отдых перед работой;
- Плохое освещение;
- Неблагоприятные условия (шум и вибрация в кабине);
- Употребление лекарств и т. д.
Внутренний контроль напрямую зависит от утомления водителя. Оно может быть эмоциональным, физическим и умственным. В работе водителя элементы физического труда начинают сочетаться с интенсивной умственной нагрузкой, что протекает на фоне выраженного эмоционального напряжения.
Эмоциональное утомление способно доминировать и становиться основным фактором, который определяет развитие общего утомления и снижает внутренний контроль. В качестве характерного и особенно опасного симптома утомления выступает сонливость, которая иногда приводит к засыпанию за рулем. Чувствуя сонливость, водитель начинает бороться со сном, но он должен знать, что засыпание способно наступать и внезапно.
Методики развития чувства ответственности в процессе обучения
В качестве основных задач обучения водителей выступают передача и активное усвоение опыта в форме научных знаний и способов их получения, развитие личности. С одной стороны, это делает возможным усвоение и использование опыта предыдущих поколений, с другой стороны, у человека формируется потребность в дальнейшем познании мира.
Вышеперечисленные задачи включены в методики развития чувства ответственности водителей и соотносятся с образовательными, воспитательными и развивающими функциями обучения при подготовке водителей. Образовательная функция методик заключается в передаче и усвоении системы научных знаний, умений и навыков. Студенты получают возможность применять их на практике для процесса безопасного вождения.
Реализация воспитательной функции происходит в ходе формирования у водителей ценностных ориентаций и убеждений. В этих методиках они усваивают социально-культурный опыт, что во многом предопределяет наличие ответственности и в целом успех обучения.
Развивающая функция обучения водителей в рамках методик может проявиться уже в самой цели этого процесса. Она состоит во всестороннем развитии личности в качестве целостной психической системы, включающей интеллектуальную, эмоционально-волевую и мотивационно-потребностную сферу.
Современные педагоги, используя методики развития чувства ответственности в процессе обучения, должны рассматривать студентов не в качестве объектом воздействия. Они должны выступать как активные субъекты учебного процесса. Его эффективность в итоге предопределяется через отношение учащегося к обучению, развитый познавательный интерес, степень осознанности и самостоятельности в приобретении знаний.
В ходе обучения вождению транспортных средств студенты должны приобрести основные навыки. Здесь важно выделить не только мастерство вождения автомобилей и экономичность вождения, но и умение грамотно и ответственно относиться к эксплуатации автомобиля с наименьшей затратой эксплуатационных материалов и минимальным износом его материальной части.