Нельзя поставить внимание в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Оно является одной из сторон этих процессов, поэтому необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, со вниманием можно рассматривать картину, решать какую-либо задачу, слушать музыку и др. Поэтому внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на каком-либо объекте.
Основная задача внимания – оградить сознание от лишнего и сосредоточиться на важной, полезной и интересной информации.
В отношении внимания у психологов до настоящего времени нет единого мнения.
Благодаря вниманию эффективность соответствующей психической деятельности повышается, психические процессы протекают более ясно и отчетливо. Большое количество раздражителей, которые действуют в данный момент на человека, он воспринимает не все, а только какое-то число. Это говорит о том, что внимание имеет избирательный характер. Благодаря вниманию человек воспринимает предметы и явления с большей ясностью.
Например, при слуховом восприятии, он подмечает малейшие звуки, которые необходимо услышать. При процессах мышления внимание имеет организующее значение, и процесс мышления протекает упорядоченно. С ослаблением внимания мышление становится неорганизованным. По внешнему виду человека, благодаря приспособительным движениям, можно говорить о его внимании.
Для внимания характерны индивидуальные особенности – объем, распределение, концентрация и др. это говорит о том, что внимание имеет высокую степень самостоятельности.
Как психический процесс внимание имеет огромное значение для человека, потому что любая деятельность без него просто невозможна. Поскольку внимание всегда направлено на конкретный объект, то у него есть та или иная направленность. Направленность предполагает сохранение деятельности на какой-то период времени. Выбрать ту или иную деятельность еще недостаточно, чтобы быть внимательным надо этот выбор удержать и сохранить его.
Для внимания характерна сосредоточенность – это большая или меньшая углубленность в деятельность. Для решения сложной задачи требуется большая углубленность. Сосредоточенность и направленность имеют тесную связь между собой. Когда внимание человека на что-то направляется, то одновременно с этим оно ещё сосредотачивается. Несмотря на тесную связь эти понятия не тождественны. Направленность связывают с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточенность связывают с углубленностью в это занятие.
Теории внимания
Внимание своими интересными и противоречивыми свойствами привлекало взгляды многих ученых. Происхождение и сущность внимания они объясняли по-разному.
Анализируя разные подходы к пониманию природы внимания, Н.Н. Ланге, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп:
- Внимание как результат двигательного приспособления. Произвольный перенос внимания с одного предмета на другой невозможен без мускульных движений. Приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия обеспечивают мышечные движения;
- Внимание как результат ограниченности объема сознания. И. Герберт и У. Гамильтон полагают, что более интенсивные представления вытесняют менее интенсивные, не объясняя при этом, что они понимают под «объемом сознания»;
- Внимание как результат эмоции. Особое развитие эта теория получила в английской ассоциативной психологии. Она указывает, что внимание зависит от интересности представления, зависит от эмоциональной окраски представления;
- Внимание как результат апперцепции. Жизненный опыт индивида оказывает большое влияние на внимание;
- Внимание как особая активная способность духа. Ряд психологов считают, что внимание это первичная и активная способность, но происхождение её необъяснимо;
- Внимание как усиление нервного раздражителя. Оно обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы;
- Теория нервного подавления. Теория объясняет основной факт внимания тем, Что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы. Результатом этого является факт особой концентрации сознания.
Оригинальные трактовки внимания выдвигались и отечественными психологами, например, П.Я. Гальпериным. Основные положения его концепции в следующем:
- Внимание это один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие. Оно направлено на содержание образа, мысли, другого феномена, который в данный момент существует в психике человека;
- Внимание по своей функции представляет контроль над содержанием. В действиях человека есть ориентировочная, исполнительская, контрольная части. Эта контрольная часть и представлена вниманием;
- Деятельность контроля или внимания, в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, не имеет отдельного результата;
- Все конкретные акты произвольного и непроизвольного внимания с его точки зрения, как деятельности психического контроля, есть результат формирования новых умственных действий.
Данные теории опираются на реальные факты, но игнорируют все остальные проявления, абсолютизируя выделенные феномены. Только в совокупности всех свойств можно правильно понять феномен внимания.
Внимание как свойство личности
Если рассматривать внимание с точки зрения свойств личности, то оно проявляет себя как внимательность, состоящую из усвоенных правил и морально-этических норм, принятых в обществе. Специалисты рассматривают две основные формы проявления внимательности:
- Объектная форма. Она связана с умением замечать изменения, которые происходят в окружающей среде, умением изменять события, управлять ими и контролировать их исполнение. Внимательность включает в себя такие качества как любознательность, наблюдательность и др.
- Субъектная форма. Внимательность в этой форме проявляет себя при общении людей друг с другом. Она заключается в умении подмечать и различать эмоционально-чувственные проявления людей.
В этом отношении непревзойденным мастером был американский психиатр и психотерапевт Милтон Эриксон. Он замечал мельчайшие оттенки чувственных проявлений людей. Эту свою особенность он использовал в психотерапевтической практике.
Для этой формы внимательности характерны такие качества личности как чуткость, отзывчивость, умение замечать чувства людей и сопереживать им, т.е. эмпатия.
У каждого человека объектная и субъектная внимательности сочетаются в определенной пропорции и могут быть как равно представленными, так и с доминированием какой-то одной.
У человека может возникнуть состояние обостренной внимательности, когда он попадает в новую, необычную для него обстановку.
Внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям, приобретает в обществе огромную ценность и составляет основу чуткости и такта в подходе и к детям и взрослым.