Особенности самооценки у подростков с нарушением интеллекта
Самооценка – это оценка человеком самого себя, своей внешности, поведения, уровня знаний и т.д., а также оценка того как воспринимают его окружающие.
Нарушение интеллекта – это патологическое изменение процесса оценки действительности, умозаключений, суждений, рационального познания, критического восприятия поступков.
Важность формирования самооценки у подростка с нарушением интеллекта заключается в том, что очень часто психика такого подростка подвергается контрастным и резким воздействиям. Особое значение в этом процессе имеет семья, поддержка и любовь членов семьи. Когда ребенок еще мал, окружающие его близкие очень радуются каждому достижению и успеху ребенка. Это придает ему уверенности в себе и своих силах. При таком подходе формируется высокая оценка самого себя. Однако с возрастом, когда подросток попадает в социум, его самооценке наносится сильный и тяжелый удар.
У подростков с нарушением интеллекта самооценка неадекватна. Это связано с тем, что у них не сформированы недостаточные, либо неправленые представления о собственных возможностях. Так, они не способны критично оценивать свои поступки, действия и поведение. В результате чего у них либо чрезмерно завышена, либо чрезмерно занижена самооценка.
Особое значение для самооценки подростка с нарушением интеллекта имеет мнение близкого для него взрослого. В случае, если взрослые (родители, педагоги и т.д.) безосновательно положительно оценивают достижения подростка, то у него формируется завышенная самооценка. Если же действия, поступки и поведение подростков у взрослых вызывает лишь раздражение и недовольство, если подросток постоянно слышит лишь порицания, то у него соответственно формируется неправомерно заниженная самооценка.
Самооценка подростков с нарушением интеллекта в значительной мере зависит от выполняемого ими вида деятельности, а также успехов в обучении.
То влияние, которое оказывает на личность подростка с нарушением интеллекта, принято называть корригирующим. Именно оно оказывает влияние на процесс воспитания и обучения подростка, развитие его личностных качеств. Особо оно влияет на оценку собственной деятельности. Важно отметить, что большую роль играет трудовое обучение, в ходе которого у подростка формируются адекватные оценочные критерии.
В случае, если проводимая с подростком воспитательная и образовательная работа организована должным образом, то к концу подросткового возраста у него обнаруживается тенденция к адекватной самооценке.
Стиль семейного воспитания и самооценка подростка с нарушением интеллекта
В настоящее время проведено достаточно исследований, касающихся взаимосвязи между стилем воспитания и формированием самооценки у подростков с нарушением интеллекта.
В семьях, где родители уделяют подростку с нарушением интеллекта достаточно внимания; положительно оценивают его умственные и физические данные, но при этом не считают уровень его развития выше, чем у сверстников; направляют свои силы на высокую успешность подростка в общении; часто поощряют словесно и подарками, а наказывают исключительно на словах (например, отказ от общения), то у подростка формируется адекватная самооценка.
Подростки с нарушением интеллекта, имеющие заниженную самооценку, воспитываются в семьях, где с ними крайне редко занимаются, но при этом требуют послушания; упрекают и низко оценивают, часто наказывают, причем иногда и при посторонних; не ожидают от них каких-либо успехов в развитии и в обучении, а также и в дальнейшей жизни.
Таким образом, от условий и стиля воспитания в семье зависит то, какая оценка будет сформирована у подростка с нарушением интеллекта (адекватная или неадекватная).
Стили воспитания и их влияние на формирование самооценки подростка с нарушением интеллекта:
Авторитарный стиль воспитания – характеризуется достаточно строгой дисциплиной, беспрекословным подчинением подростка родителям, установлением жестких ограничений и правил в отношениях. При таком стиле воспитания подросток с нарушением интеллекта не имеет права на выбор определенной деятельности, модели поведения и т.д., подвергается жесткой критики со стороны родителей. Все это приводит к тому, что у подростка не формируется необходимый уровень самостоятельности, а самооценка крайне занижена.
Либеральный стиль воспитания – характеризуется практически полным отсутствием каких-либо границ и рамок, незаинтересованность родителей в жизни своего ребенка, снятие ответственности с себя за его будущее. Такой стиль воспитания в итоге приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать себя ненужным, а несформированность у него необходимых личностных качеств, знаний, умений и навыков, отрицательно сказываются на его социализации в обществе. В итоге у таких подростков формируется неадекватная самооценка.
Опекающий стиль воспитания – характеризуется постоянными ограничениями в свободе подростка, в результате чего у него формируются тревожные мотивы и намерения. Такое воспитания негативно сказывается на подростке с нарушением интеллекта, так как он боится окружающих людей и мира, не уверен в себе и своих силах, постоянно испытывает чувство тревоги и вины. Все это отрицательно сказывается на формировании адекватной самооценки, чаще всего она занижена.
Демократический стиль воспитания – характеризуется равноправием и сотрудничеством между родителями и детьми. Родители проявляют по отношению к подростку с нарушением интеллекта сдержанность, справедливость и последовательность в вопросах воспитания. Особо необходимо отметить, что они всячески демонстрируют им свою любовь и уважения. Родители способны выставлять адекватные гибкие рамки.
Воспитание в семье с таким стилем учит подростка с нарушением интеллекта быть ответственным и самостоятельным, высказывать свою точку зрения, аргументируя ее. Все это способствует формированию у подростка адекватной самооценки.