Понятие социальных стереотипов
Социальный стереотип - это упрощенное и устойчивое восприятие других людей, социальных групп или явлений.
Причины формирования стереотипов могут быть различны. Выделим основные из них.
Стереотипы возникают потому, что человеческий мозг склонен к экономии энергии ментальных ресурсов и поэтому ему проще сформировать какой-то ярлык для группы людей или социальных явлений, чтобы каждый раз не проводить индивидуальный анализ. Стереотипы возникают тогда, когда у человека недостаточно времени для этого анализа или не хватает содержательной информации относительно другого человека, группы людей или социального явления. А поскольку наше сознание помимо ментальной ленности склонно к завершенности, то человек ориентирован на формирование каких-то выводов относительно других людей, то в такой ситуации нехватки времени или информации он делает неполный и и стереотипный вывод для себя.
Еще одной причиной формирования стереотипов можно назвать личный опыт. Как правило, это некий негативный опыт взаимодействия человека с другими людьми, после которого он всех похожих на исходный типаж оценивает призму того опыта, то есть формирует стереотип восприятия.
Виды и функции стереотипов
Классификация стереотипов производится по двум основаниям: по субъекту и по объекту стереотипизации.
С точки зрения субъекта, то есть производителя стереотипов, выделяются индивидуальные и коллективные стереотипы.
Индивидуальные стереотипы - это стереотипы, которые функционируют на уровне отдельного индивида, так называемые социально-психологические стереотипы. Это представления о других людях, группах и явлениях отдельного человека.
Коллективные стереотипы - это стереотипы, которые функционируют на уровне социальных групп, культур или субкультур, так называемые культурные, массовые или социальные стереотипы. Это общие категории, разделяемые большинством представителей данной культуры.
С точки зрения объекта стереотипизации, выделяют личностные стереотипы (о других людях), событийные (о событиях и явлениях) и предметные стереотипы (о каких-то объектах и предметах).
В свою очередь, личностные стереотипы делятся на индивидуальные (относятся к отдельному человеку или известной личности) и социальные (о других людях в целом: гендерные, возрастные, профессиональные, расовые, национальные, этнические религиозные, региональные, классовые, политические и т.д.).
Предметные же стереотипы делятся на вещественные (о конкретных физических вещах) и понятийные (об абстрактных понятиях).
Получается, что основные функции стереотипов - классификационная и социальная, которые могут реализовываться на межличностном и межгрупповом уровне.
Когнитивная функция стереотипов заключается в упрощении процесса восприятия окружающей действительности, и это упрощение происходит за счет формирования категорий. Людям проще познавать мир с помощью стереотипов, поскольку в случае неоднозначности, формирующей тревогу, ориентация на стереотип дает шаблон восприятия, с которым можно свериться, и снизить тревогу. Стереотипы экономят наше время и дают конкретную информацию в неоднозначной ситуации.
С точки зрения межгруппового общения, стереотипы выступают как механизм социальной классификации, объясняющий какие-то социальные события и групповые действия. Так или иначе, стереотипы дифференцируют группы друг от друга. В том числе, стереотипы отражают общую ментальность и консенсус каждой социальной группы. Важной чертой групповых стереотипов является формирование стереотипов поведения, актуальных для этой группы: если человек попадает в какую-то группу, то со временем он начинает вести себя как типичный представитель этой группы, даже если элементы этого поведения были для него не характерны.
Социальные стереотипы в оценке профессионализма
Наиболее актуальными социальными стереотипами в контексте профессиональной реализации являются: гендерные, возрастные, национальные и этнические.
Считается, что женские должности - это должности в сфере обслуживания, воспитания, помощи, т. е. должности, требующие проявления эмоциональных и экспрессивных черт личности. Мужские же должности чаще рассматриваются как инструментальные, творческие, созидательные, руководящие.
Такое устойчивое разделение профессий на женские и мужские порождает такой феномен как профессиональная сегрегация: каждая отрасль характеризуется доминированием либо женщин, либо мужчин, равное их соотношение встречается редко. Так происходит геттоизация экономики: преобладание женщин в какой-то одном секторе, как правило, низкооплачиваемом и малопрестижном. В размерах заработной платы так же существует дискриминация по гендерному прнизнаку: женщины чаще, чем мужчины готовы выполнять низкооплачиваемую работу. Причин тому может быть довольно много: неверие в собственные силы, предвзятость работодателей, склонных рассматривать работу, выполненную женщинами, как менее ценную, особенно если отсутствуют объективные критерии, и женщина выполняет работу, традиционно считающуюся мужской.
Считается, что женщины не испытывают необходимости или не ожидают получать то же жалованье, что и мужчины, даже если они соглашаются занять высокую должность. В России женщины занимают почти две трети вакансий финансовых учреждений (банков, страховых и инвестиционных компаний и т.д.) и преобладают в рядах государственных служащих. Но, несмотря на занятие высоких должностей, средняя зарплата женщин по стране составляет всего 65 процентов от мужской.
С точки зрения возрастных стереотипов, в сфере труда существует предубеждение о неопытности и низко квалифицированности молодых специалистов в сравнении с возрастными сотрудниками. Основное содержание данного стереотипа - чем старше, тем больше опыта и знаний. С одной стороны, это безусловно так. Но с другой, молодой специалист может обладать более свежим и пластичным видением, а также способен быстро обучаться и переобучаться. Однако этот стереотип работает и в обратную сторону: возрастной сотрудник при желании устроиться на работу может столкнуться со стереотипами о старомодности его взглядов и методов работы, медлительности, ригидности и т.д.
С точки зрения расовых стереотипов в сфере труда существует предубеждение, что представители этнических меньшинств, мигрантов из стран “третьего мира”, “цветного” населения могут выполнять только низкоквалифицированную работу и вообще не могут быть профессионалами в какой-либо сфере. Такие убеждения складывались в силу бедности тех регионов, где проживают эти люди, и отсутствия там образования. Сейчас эта ситуация постепенно выправляется.