Творческие способности — это способности индивида принимать нестандартные решения, генерировать принципиально новые идеи. Они проявляются в повседневной жизни в качестве способности достигать цели, находить выход из безвыходных ситуаций с использованием обстановки, предметов и обстоятельств необычным образом.
Необходимость развития творческих способностей детей
Современный мир становится все разнообразнее и сложнее, требуя от человека не шаблонных и привычных действий, а использования подвижного и гибкого мышления. Люди должны быстро адаптироваться к новым условиям, обладать творческим подходом к решению задач.
Подвижность необходима в современном производстве, когда происходит исчезновение старых и появление новых профессий. Личности с творческим складом ума будет проще поменять профессию, выявить творческую «изюминку» в любом деле, увлекаться любой работой и достичь высокого результата.
Современное общество требует появления людей, которые умеют принимать оригинальные решения и обладают собственной позицией. Это мыслящие личности, идущие вперед. Начинать раскрывать творческий потенциал и способности необходимо с раннего возраста. На этот процесс большое влияние оказывает именно семья.
Детство является важным периодом человеческой жизни. Это не подготовка к будущей жизни, а уже яркая и неповторимая жизнь. От того, каким образом прошло детство, что вошло в разум и сердце ребенка из окружающего мира, значительно зависит характер и жизнь будущего человека. Именно в детстве человеку проще развивать свои творческие способности, поскольку он с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный мир.
Развитие творческих способностей ребенка – это важнейшая задача родителей и педагогов. Наиболее доступный вид деятельности для развития способностей представлен изобразительной, художественно-продуктивной деятельностью. Она формирует условия для того, чтобы ребенок был вовлечен в собственное творчество и начал создавать что-то новое и оригинальное.
Изобразительная деятельность всегда интересна для дошкольников, поскольку они получают возможность передавать собственные чувства и восприятие окружающего мира благодаря карандашам, краскам, куска глине и пластилину, бумаге и т.д.
Влияние родителей на развитие творческих способностей детей
У каждого ребенка в этом мире имеются творческие способности. Задача воспитателей и родителей состоит в том, чтобы помочь детям раскрыть и развивать данные возможности. Родители и педагоги должны быть заинтересованы в проявлении творческого начала детей.
Творческого человека вырастить непросто. Развивать творческие способности родители, как правило, начинают с обычных игрушек. С малышом необходимо играть, поскольку игра считается познанием мира через собственное восприятие.
Каждый ребенок в чем-то талантлив, но нужно заметить, что ему больше нравится. Кто-то любит находить новое применение игрушкам, кто-то увлекается рисованием.
Иногда творческие способности проявляются у детей нестандартным образом. Тогда, обязанность родителей заключается в поддержке всех начинаний детей. Их нельзя наказывать за испорченные обои или разбитое стекло.
Для развития творческого начала и способностей детям требуются определенные знания, навыки, умения, способы деятельности. Ими они сами, без помощи взрослого человека, овладеть не способны.
Задача взрослых состоит в следующем:
- Обогащение ума ребенка необходимыми знаниями,
- Обучение наблюдательности,
- Обучение восприятию предметов и объектов действительности, выделению их форм,
- Знакомство с разнообразием цветового и композиционного построения.
Семья влияет на творческие способности ребенка путем побуждения к самостоятельным и сознательным их проявлениям. Если в этом случае ребенок получает позитивные эмоции, то можно рассчитывать на успех.
Отличный стимул творческой деятельности в семье представлен постановкой ребенка в ситуацию, когда ему нужно кому-то помочь, что-то посоветовать, кого-то спасти. Родители предлагают маленькому человеку действенный мотив изобразительной деятельности (придумывание и изображение существа, которое способно перемещаться по суше и под водой). Родители тем самым повышают активность ребенка, стимулируют творческие проявления, улучшают качество детских работ.
Уровень детского творчества будет зависеть от богатства впечатлений от окружающего мира, общениея детей между собой и с взрослыми, наличия художественных навыков и умений.
Наличие (отсутствие) творческого подхода отражает то, каким образом и какие средства будет выбирать ребенок для воплощения своих замыслов.
Можно сказать, что у ребенка имеются способности к творческой деятельности при наличии следующих условий:
- Занятие рисованием или лепкой, как только появляется выбор, чем заниматься;
- Изображение большого числа предметов и людей;
- Выбор оригинальных сюжетов для рисунков (например, рисование космического пространства, сказочных городов и др.);
- Использование искусства для выражения своего настроения и чувств;
- Интерес к новому материалу (например, лепка из глины или теста, а не из пластилина).
- Интерес к произведениям живописи или скульптуры.
Для младших дошкольников характерно творческое начало в создании изображения. Оно определяется через изменение размера предмета, цвета или использование определенных дополнений к лепке, рисунку.
В старшем дошкольном возрасте творческое решение начинает усложняться. В детских работах уже появляются волшебные герои, сказочные дворцы, фантастические образы, космическое пространство и др.
Позитивное отношение взрослых в семье к инициативе и творчеству ребенка является важным стимулом его развития. Необходимо в любом случае отмечать и поощрять находки ребенка, а не ограничивать его.