Эмоциональная сфера старшего дошкольника
Эмоциональная сфера – это субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.
Дошкольный период в развитии ребенка является особым периодом, когда происходит развитие общих способностей, необходимых человеку в любой деятельности. Дошкольное детство – уникальный период жизни человека, когда формируется умение общаться с другими людьми, способность хотеть, радоваться и огорчаться, пусть наивно, но познавать новое, по-своему видеть жизнь. В дошкольном возрасте формируется физическое, психическое, духовное здоровье. Среда, в которой живет маленький человек, оказывает сильное влияние на его личность.
Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, не всегда понимают чужие эмоции, не осознают свои, не умеют выражать свои чувства. Обедненная эмоциональная сфера становится причиной замедления развития интеллектуальной сферы.При угнетенной эмоциональной сфере довольно трудно проходит процесс социализации, сложно усваиваются правила поведения в обществе.
Роль эмоций в жизни ребенка очень важна, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, что его огорчает. С возрастом эмоциональный мир ребенка становится разнообразнее и богаче. Физически ребенок становится более выносливым к 4-5 годам, что стимулирует и психологическую выносливость – утомляемость снижается, выравнивается фон настроения, появляется стабильность.
Чувства старшего дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни. Шестилетка умеет быть сдержанным, скрыть свой страх, агрессию, слезы, когда это очень надо. Поведение ребенка определяет потребность «быть хорошим» для окружающих, что приводит к сложным многоплановым чувствам – ревности, зависти, сочувствию. Передача эмоций и их распознавание являются сложным процессом, поэтому ребенок должен иметь определенные знания и уровень развития. Ребенок свое внимание обращает в основном на выражение лица, а пантомимике, позам, жестам он не придает значения.
Развитие эмоций происходит с изменением установок личности, отношения к миру, они не развиваются сами по себе. Перед поступлением в детский сад ребенку необходимо обеспечить эмоциональный комфорт, развить умение общения со сверстниками.
В развитии дошкольников эмоциональная сфера – это важная составляющая, без которой достичь эффективного взаимодействия невозможно. Дошкольный период в жизни ребенка очень короткий, поэтому основным направлением психического развития является формирование нравственных основ личности.
В мотивационной сфере старшего дошкольника возникают общественные мотивы, идет интенсивное развитие социальных эмоций и нравственных чувств, его эмоциональное развитие связано с появлением новых интересов, потребностей и мотивов.
Эмоции помогают ребенку воспринимать действительность, реагировать на неё. В дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать высшие формы экспрессии – это выражение чувств с помощью мимики, пантомимики, интонации, учится понимать переживания другого. Жизнь дошкольника подчинена его чувствам.
Влияние развода родителей на личность ребенка
Развод родителей для дошкольника является ломкой устойчивой семейной структуры, ломкой привычных отношений с родителями, конфликтом между привязанностью к отцу и матери.
Дошкольник переживает малейшие ссоры родителей, боится их последствий и повторений. Узнав, что родители собираются развестись, он испытывает такие сильные ощущения как потрясение, гнев, грусть, подавленность, страх. Насколько сильны будут эти чувства, будет зависеть от того, как родители об этом сообщили своему ребенку, насколько напряжена домашняя атмосфера, с кем ему придется жить и когда видеться со вторым родителем.
Первой реакцией ребенка на этот травматический опыт – это шок, который может принимать различные формы. После шока часто вспыхивает гнев и многим детям кажется, что это предательство родителей, своим решением они испортили жизнь. Раздоры в семье и разлука с кем-то из родителей не проходят бесследно, так как в более поздний период риск асоциального поведения резко увеличивается. Риск психических нарушений не отмечается в том случае, когда разлука с родителями вынужденная, например, из-за продолжительного отъезда.
Реакция дошкольников на развод родителей изучалась специалистами в пред разводный период, в период развода и несколько месяцев спустя после развода родителей. Результаты, безусловно, неутешительные. Так, например, дети 2,5 и 3,5 лет реагировали плачем, повышенной пугливостью, расстройством сна, снижением познавательных процессов. Расставание с матерью давалось им с большим трудом. Дети, отличающиеся наибольшей ранимостью, и через год оставались с депрессивными реакциями и задержкой развития. Повышенная агрессивность, тревожность, переживание чувства утраты обнаруживалось у детей 3,5 – 4,5 лет. У них проявлялось чувство вины за распад семьи. У некоторых детей может развиться устойчивое самообвинение. Те дети, что оказались наиболее уязвимыми, отличались бедностью фантазии, снижением самооценки, депрессивными состояниями.
Пяти-шести летние дети становятся более агрессивными и тревожными. Они раздражительны, гневливы, неугомонны, потому что отчетливо представляют, какие изменения вызывает развод родителей. В этом возрасте они могут уже рассказать о своих переживаниях, о тоске по отцу, о своем желании восстановить семью.
Девочки дошкольного возраста распад семьи переживают сильнее, чем мальчики, у них нарушаются сон и аппетит.
Исследования Дж. Валлерштейна показывают, что при разводе наиболее уязвимым оказывается единственный ребенок в семье. Семьи, где есть братья и сестры, развод родителей переживают значительно легче, потому что свою агрессию они вымещают друг на друге, что снижает эмоциональное напряжение и реже приводит к нервным срывам.
Эмоциональное состояние детей после развода родителей
Развод родителей может стать для ребенка сильным психотравмирующим фактором. Любой развод пополняет численность неполных семей и обостряет проблемы семейной устойчивости.
Анализ разводов, проведенный В.А. Сысенко, позволяет сделать следующие выводы:
- разведенные мужчины и женщины не имеют желания вступать в повторный брак, а значительная часть женщин, в повторный брак не вступает совсем;
- нереализованными остаются возможности деторождения разведенных женщин;
- увеличивается число матерей-одиночек;
- возрастает вероятность отклоняющегося поведения у детей в перспективе;
- возникающие травмирующие ситуации могут привести к нервно-психическим расстройствам родителей и детей.
Сысенко В.А. считает, что развод является стрессовой ситуацией, которая угрожает душевному равновесию партнеров и особенно детей.
Существуют разные точки зрения на воспитание ребенка без отца, но все они сводятся к мысли о том, что отсутствие мужчины – это предпосылка отклонений в психическом развитии ребенка. В разведенных семьях дефицит мужского влияния проявляется в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы, у ребенка страдают такие способности как математические, пространственные, аналитические. Процесс половой идентификации мальчиков и девочек становится менее четким, затрудняется общение с представителями противоположного пола.
Отсутствие отца в семье может сформировать избыточную привязанность к матери. Острейшим вопросом становится эмоциональное состояние детей, которое в процессе становления личности играет значительную роль, оказывая влияние на мировосприятие ребенка.
Типичные для человека особенности поведения и случайные, не характерные для него психические проявления, раскрываются в эмоциональных состояниях. Эмоциональные состояния носят преходящий характер, но типичные состояния сопровождаются характерными для личности проявлениями и встречаются часто.
Специалисты установили, что чем меньше ребенок получает ласки, заботы и тепла, тем медленнее он созревает как личность. Чаще такой ребенок склонен к пассивности и апатичности и, вполне возможно, в дальнейшем у него сформируется слабый характер.
Негативное влияние на формирование личности ребенка оказывают нарушенные эмоциональные отношения в семье.
Дети, с уходом из семьи отца, имеют эмоциональные проблемы, связанные с различными расстройствами – это могут быть фобии, нарушение сна, тяжелые сновидения. Их внутренний мир представлен чувством одиночества, утраты и эмоциональной пустоты.
Как правило, те дети, родители которых развелись, сплоченностью семьи дорожат меньше всего и не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов. Став взрослыми, они боятся провала в личных отношениях, опасаются супружеской неверности, и разрыв отношений переживают значительно тяжелее.