Профессиональная среда — это совокупность окружающих человека предметных, социальных, информационных и духовных условий его профессиональной деятельности.
Влияния профессиональной среды на психику человека
Профессиональная деятельность, с одной стороны, положительно влияет на психику человека. Она способна задавать направление развития личности, формируя и развивая важные аспекты индивидуальности. С другой стороны, она негативно влияет на личность путем разрушения ее целостности, снижения адаптивности и устойчивости. Это связано с тем, что при освоении профессии, люди интенсивно развивают качества, приводящие к продуктивному результату деятельности.
Профессиональная среда способствуют успешному выполнению деятельности. Наряду с этим, происходит изменение, подавление и разрушение структур, не участвующих в данном процессе. На этапе профессионализации у субъектов труда неизбежно начинают развиваться профессиональные деструкции.
Специальные исследования (например, труды Е. В. Юрченко) дают основание утверждать, что, например, проявления профессиональной деформации учителей можно было наблюдать уже во второй половине 19 века. Это произошло после крушения крепостного самодержавного строя.
Юрченко нашел подтверждение тому, что профессиональная подготовка и профессиональная деятельность была противоречивой и сложной. Государство требовало «обратить особенное внимание на подготовку способных воспитателей и учителей», предлагая, с другой стороны, давать учителю не специальные педагогические знания, а только общеобразовательные. Социальный заказ в России в эпоху реакции на первый план выдвинул не общую образовательную подготовку, не требования науки или интересы молодого поколения, а укрепление самодержавия.
В работах А. С. Макаренко есть информация о профессиональных деформациях, которые достались в наследство от предыдущей эпохи. Самый опасный момент, который деформировал личность, по мнению педагога, был представлен страхом (страхом перед человеческим разнообразием).
В педагогической среде профессиональная деформация в то время проявлялась в нотациях, излишней серьезности, хмурости, раздражимости, наклеивании ярлыков, которые унижали достоинство человека. Ученый уже тогда видел ведущим в этом диалектическом единстве коллектив (профессиональную среду).
Единство профессиональной среды и отдельной личности нарушается по разным причинам. Так, глубокие конфликты возникают, когда коллектив останавливается в развитии. Это неизбежно ведет к отдалению и несовпадению интересов с интересами общества.
Влияние профессиональной среды обусловлено тем, что она, с одной стороны, призвана обеспечивать профессиональное выполнение определенной деятельности во внешней социальной среде, а с другой стороны, оказывает воздействие на профессиональное развитие кадров во внутренней среде предприятия или учреждения.
Профессиональная среда способствует и препятствует росту профессионализма. Она может одновременно усиливать или ослаблять эффективность работы.
Персонал предприятия представляет собой особую и многочисленную социально-профессиональную группу. Она создается для выполнения определенных функций и действует на основании Устава, законов или других нормативно-правовых документов.
Профессиональная деятельность, обладая многообразием и сложностью, регулируется правом. Это способно наложить отпечаток на личностные качества любого работника, который должен заниматься сопоставлением своих действий, включая принятие решений. Например, работники, которые исполняют государственные функции, «отчуждают» себя в профессии. Прежде всего, они исполняют волю государства, а не свою собственную. В отличие от других граждан происходит ограничение некоторых их личных прав и свобод (например, запрет при занятии должности государственных гражданских служащих).
Профессиональная деятельность характеризуется тем, что у работника должны быть:
- Комплекс знаний, умений и навыков по смежным специальностям;
- Высокая степень внутренней коммуникации;
- Возможность обмена профессиональными знаниями и опытом при решении нестандартных задач;
- Кооперация специалистов при ведении профессиональной деятельности для достижения общей цели;
- Объединение общих усилий сотрудников, которые обладают разной квалификацией и профессиональным опытом;
- Высокая степень ответственности за последствия исполнения профильных функций.
Формальная и неформальная профессиональная среда
Основа для формирования профессиональной среды, как правило, закладывается прямой и опосредованной общностью профессионально-коммуникативной деятельности специалистов. Она состоит из специалистов соответствующей специальности, объединенных общностью достижения цели и выполнением поставленных перед ними задач.
Развитие профессиональной среды может осуществляться как в рамках официальной (формальная), так и неофициальной (неформальная) структур. Они работают с помощью установки деятельностных, коммуникативных и социально-психологических отношений.
Формальные отношения присущи для специалистов, которые достигают стоящие перед организацией цели и задачи. Они регламентированы нормативно-законодательными актами, организационными и распорядительными документами, должностными инструкциями. Формирование неформальных отношений происходит через личные симпатии и антипатии. Они устанавливаются неофициально, на основе инициативы и интересов самих специалистов. Неформальные отношения невозможно регламентировать никакими правовыми нормами.