Продуктивная деятельность дошкольника — это деятельность ребенка, направленная на получение определенного продукта (например, домика из кубиков, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. д.). Этот продукт должен обладать определенными заданными качествами.
Виды продуктивной деятельности и ее особенности
В состав продуктивных видов детской деятельности можно включить конструирование, рисование, лепку, аппликацию, создание различных поделок и макетов из природного и бросового материала. Любой вид детской активности играет большую роль в развитии дошкольника и влияет на развитие его воображения.
Формирование продуктивной деятельности начинается в дошкольном возрасте. Наряду с игрой в этот период она имеет наибольшее значение для развития психики детей, поскольку потребность в создании продукта тесно связана со следующими аспектами:
- Развитие познавательных процессов;
- Развитие эмоциональной и волевой сферы;
- Совершенствование умений и навыков;
- Эстетическое, нравственное и физическое воспитание дошкольников.
Такие действия способны развивать не только образные формы мышления, но и следующие качества: целенаправленность, умение строить планы в области своей деятельности, способность достигать поставленного результата.
На социально-личностное развитие детей влияет возможность проявления ими созидательной активности, инициативы при создании рисунка, поделки из пластилина или других материалов. Их можно использовать самому, показывать и подарить другим. В ходе изобразительной деятельности или создания конструкций у ребенка создается способность осуществлять целенаправленную деятельность. Он начинает использовать волевую регуляцию поведения.
Продуктивная деятельность и воображение
Для художественного (эстетического) развития дошкольника большое значение имеет моделирующий характер продуктивной деятельности. Он дает возможность по своему усмотрению заняться отражением окружающей действительности, создавая тот или иной образ. Все это положительным образом влияет на развитие воображения, образного мышления, творчества и активности ребенка.
У детей дошкольного возраста важно воспитывать эстетическое отношение ко всему, что их окружает. Они должны уметь видеть и чувствовать прекрасное. Родители и педагоги развивают у ребенка художественный вкус и творческие способности, чему помогает то, что дошкольников привлекает все яркое, звучащее и движущееся. В данном влечении можно отметить сочетание познавательного интереса, эстетического отношения к объекту, оценочных явлений.
Продуктивная деятельность влияет на развитие воображения и имеет большое значение в воспитании эстетических чувств дошкольников. Специфика занятий художественным творчеством способна дать широкие возможности для того, чтобы познать прекрасное, развивать у детей эмоционально-эстетическое отношение к действительности.
Сама продуктивная деятельность показывает индивиду мир реально существующей красоты, формируя его убеждения и оказывая воздействие на поведение. Она влияет на развитие творческих способностей, которые проявляются только в ходе усвоения дошкольниками знаний, умений и навыков и практического использования ими.
Рассматриваемый вид деятельности тесно связан с решением задач нравственного воспитания. Данная связь происходит с помощью содержания детских работ, которые закрепляют соответствующее отношение к окружающей действительности. Она воспитывает у дошкольника следующие качества:
- Наблюдательность,
- Активность,
- Самостоятельность,
- Умение выслушивать и выполнять задания,
- Способность доводить начатое дело до конца.
В ходе изображения происходит закрепление отношения к изображаемому, поскольку дети переживают чувства, испытанные при восприятии подобного явления. По этой причине большое влияние на развитие личности дошкольника способно оказывать содержание работы. Богатый материал, который природа дает для эстетических и этических переживаний, включает яркие сочетания цветов, разнообразные формы, величавую красоту многих явлений.
Развитие воображения с помощью продуктивной деятельности
Занятия продуктивной деятельностью в случае правильной организации положительным образом влияют на умственное развитие ребенка и его воображение. В процессе занятий необходимо вырабатывать правильную учебную посадку, поскольку продуктивная деятельность практически всегда связана со статическим положением и определенной позой.
При осуществлении систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой и аппликацией происходит развитие следующих познавательных процессов:
- Уточнение и углубление зрительных представлений детей об окружающих предметах;
- Активное формирование зрительной памяти ребенка;
- Развитие наглядно-образного мышления.
При проведении систематических занятий по конструированию и аппликации у дошкольника интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Развитие представлений о предметах способствует усвоению знаний об их свойствах и качествах, а также цвете, величине, форме, пространственном положении.
Осуществляя конструирование, дошкольники могут приобрести специальные знания, навыки и умения. Делая определенные конструкции из строительного материала, ребенок знакомится с различными геометрическими объемными формами. Они узнают, что такое симметрия, равновесие и пропорции. Если делать конструкции из бумаги, то уточняются знания о геометрических плоскостных фигурах, появляется понятие о сторонах, углах, центре.
Продуктивная деятельность влияет на воображение, поскольку в ее процессе происходит формирование таких важных качеств личности, как умственная активность, инициатива и любознательность. Все это представляет собой основу для творческой деятельности. Так, дети приучаются быть активными в наблюдении, учатся выполнять работу, проявляют самостоятельность в ходе подбора материалов, использования различных средств художественного выражения.