Эмоциональное благополучие — это интегральная характеристика или переживание, в рамках которых фокусируются чувства, обусловленные успешным (или неуспешным) функционированием всех аспектов личности.
Понятие и особенности эмоционального благополучия
Категория эмоциональное благополучие способна отражать не только знак (полярность) соответствующих эмоциональных проявлений, но и показывать возможности личности эффективно регулировать данные проявления. Психологическое благополучие напрямую относится к другим характеристикам, включая уровень счастья, удовлетворенность от жизни, субъективную оценку качества жизни. Таким образом, эмоциональное благополучие находится в неразрывном единстве с психологическим благополучием.
Во многих трудах, которые посвящены проблемам психологии здоровья, эмоциональное благополучие рассматривают в качестве синонимичного понятия эмоционального здоровья. Последний термин был введен в обращение Л. В. Тарабакиной.
Эмоциональное здоровье представляет собой составную часть психологического здоровья личности, обеспечивающую единство преходящего и непрерывного на основании функционирования ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного уровня. Эмоциональное здоровье дает возможность сохранить целостное эмоциональное отношение человека к самому себе и к миру. Оно преобразовывает негативные эмоции, порождая положительно окрашенные переживания.
В целом, если взять за основу имеющиеся подходы к описанию эмоционального благополучия, можно сделать вывод о том, что оно является многомерным явлением, способным определять эмоциональное самочувствие. Это понятие представляется как показатель успешности эмоциональной регуляции личности, что напрямую связано с психологическим благополучием.
Исследования эмоционального благополучия дали несколько его содержательных характеристик:
- Преобладает позитивный эмоциональный фон;
- Доминирует состояние спокойствия, удовлетворенности и уверенности;
- Происходит субъективное переживание счастья;
- Человек направлен на позитивные отношения с другими людьми, в основе которых лежит доверие и забота.
Общение матери и ребенка, его влияние на эмоциональную сферу
Развитие высших психических функций у ребенка напрямую связано с развитием эмоциональной сферы. Доминирующее восприятие в раннем возрасте характеризуется аффективной окраской. Этот характер восприятия способен приводить к сенсомоторному единству. Ребенок может видеть определенную вещь, которая привлекает его. По этой причине начинает разворачиваться импульсивное поведение, которое проявляется в виде желания достать вещь или что-то с ней сделать.
Ребенок в раннем возрасте максимально связан наличной ситуацией, поэтому его поведение, как правило, является импульсивным. Примерно до двухлетнего возраста дети вообще не способны действовать без опоры на восприятие. Например, детей не радует информация об игрушке, которую подарят в будущем, но, если отдать ее сейчас, то это вызовет у них бурную реакцию.
Желания ребенка характеризуются неустойчивостью и быстрой изменчивостью. Он не способен контролировать и сдерживать их. Детей раннего возраста ограничивают лишь наказания и поощрения взрослого человека. Любые желания обладают одинаковой силой, поскольку в этот период нет соподчинения мотивов. Этот факт легко наблюдается в ситуации выбора.
Например, если дети берут одну игрушку, но видят более привлекательную, то тут же бросают старую и попросят дать новую, яркую. Если же они получили желаемое, но заметили, что кто-то катается на машинке, то столь нужная еще минуту назад игрушка может быть выброшена ввиду желания тоже кататься на машинке. Можно сказать, что ребенок не в состоянии выбрать, остановиться на чем-то одном или принять правильное решение.
Развитие эмоциональной сферы полностью зависит от общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, в первую очередь, с матерью. В младенчестве преобладающим считается ситуативно-личностное общение, ограниченное узкими рамками ситуации, где происходит удовлетворение потребностей ребенка. Уже в раннем детстве данная ситуация поменяется, так как у ребенка формируется потребность сотрудничать. Она, наряду с потребностями, реализуется через новые впечатления и активность, что реализуется через совместные действия со взрослым.
Для раннего возраста присущи яркие эмоциональные реакции, которые связаны с непосредственными желаниями ребенка. По завершению данного этапа при приближении к кризису трех лет, можно наблюдать аффективные реакции на сложности, с которыми он сталкивается. Ребенок пытается что-то сделать сам, но у него может ничего не получаться. В данный момент рядом может не оказаться взрослого, поэтому некому будет прийти ребенку на помощь и сделать дело вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятной является эмоциональная вспышка.
Например, у ребенка не получается открыть дверь в комнату, после чего он начинает бить по ней руками и ногами, громко крича. Причина гнева или плача может быть представлена в этом случае, помимо неподдающихся вещей, отсутствием внимания со стороны матери, которая занята своими делами именно тогда, когда ребенок изо всех сил пытается ее вниманием завладеть.
Развитие эмоционального благополучия ребенка напрямую связано с зарождающимся в это время самосознанием, на что оказывает большое воздействие общение с матерью. Примерно в два года дети начинают узнавать себя в зеркале. Психологами был проведен эксперимент, когда полуторагодовалого ребенка подводили к зеркалу, незаметно касаясь его носа и оставляя на нем пятно красной краски.
После того, как маленький ребенок смотрел в зеркало, он не проявлял никакой реакции на свой испачканный нос, так как не соотносил себя с изображением в зеркале. А большая часть двухлетних детей при взгляде на свое отражение, начинали дотрагиваться до носа, то есть узнавали себя.
Влияние матери на эмоциональное благополучие ребенка в первую очередь заключается в том, что она обеспечивает ему узнавание себя. Это простая и первичная форма самосознания. Новая стадия развития самосознания начинается тогда, когда ребенок называет себя по имени, в третьем лице. Уже к трем годам у него появляется местоимение «я».
Эмоциональное благополучие характеризуется появлением первичной самооценки. В этом процессе ребенок осознает не только свое «я», но то, что «я хороший», «очень хороший», «хороший, и больше никакой».