Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Влияние конструирующих игр на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Определение 1

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий, которая направлена на выполнение точных и мелких движений с помощью кистей и пальцев рук и ног. Она достигается благодаря скоординированному функционированию нервной, мышечной и костной систем.

Понятие и особенности мелкой моторики

На сегодняшний день практически каждый родитель начал понимать важность развития мелкой моторики рук для полноценного развития личности ребенка. В этом плане речь идет не только о развитии рук и ног, но и о совершенствовании процесса мышления и речи.

Мария Монтессори первой отметила, что интеллектуальное и речевое развитие напрямую связано с формированием моторного развития ребенка. Связь пальцевой моторики с речевой функцией подтвердили исследователи ВНД (высшей нервной деятельности) ребёнка Института физиологии детей и подростков. Правомерность выводов о воздействии тонких движений рук на речевое становление подтвердили опыты Е. И. Исениной.

В случае плохо развитой мелкой моторики у детей начинает наблюдаться задержка речевого развития. Это ведет к проблемам с памятью, вниманием и отрицательно отражается на детском интеллекте. Тем не менее, родители далеко не всегда обращают на это внимание, поэтому у дошкольников можно увидеть выраженные моторные и речевые нарушения (например, проблема с дикцией, плохая артикуляция). Соответствующие проблемы приводят в дальнейшем к трудностям с овладением письмом и чтением. Педагоги и родители должны быть знакомы с играми и упражнениями, необходимыми для развития мелкой моторики. Всестороннему ее развитию помогают различные конструирующие игры.

Мелкая моторика (пальцевой праксис) представляет собой способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие будет зависеть от скоординированных действий нескольких систем:

  • Мышечная,
  • Нервная,
  • Костная.

Сфера мелкой моторики состоит из различных движений – от самых простых (например, схватить игрушку) до сложных (например, рисование и письмо). Родители, у которых есть маленькие дети, могут заметить, что у младенца хорошо развит хватательный рефлекс. Таким образом, он способен достаточно крепко схватывать палец взрослого, не отпуская его в течение нескольких секунд. По этой причине работу с мелкими мышцами руки нужно начать с грудничкового возраста.

«Влияние конструирующих игр на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Конструирование как средство развития мелкой моторики

Огромную роль в развитии мелкой моторики занимает конструирование и соответствующие игры. В педагогике конструирование рассматривают в качестве средства всестороннего развития ребёнка. Оно напрямую связано с игрой, потому представляет собой деятельность, которая отвечает интересам детей.

Влияние конструирующих игр на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста осуществляется с помощью следующих направлений:

  • Бумажная пластика,
  • Оригами,
  • Аппликация,
  • Работа с конструкторами и др.

Такой вид конструирования, как бумажная пластика, предполагает работу с бумагой и картоном. В процессе дошкольники учатся сгибать бумагу в разных направлениях, используя при этом сложные и простые типы сгиба. Благодаря выразительным и пластическим возможностям эта игра дает возможность создать интересные конструкции и поделки, которые могут иметь реалистичную или декоративную основу.

Преобразование бумаги способно развивать не только воображение ребенка, но и его мелкую моторику. Оно укрепляет мышцы руки, формируя умение видеть новые образы в привычных формах. К примеру, бумажный конус при соответствующих доработках превращается в любое животное, цветок, вазу и др.

Оригами — это еще одна конструирующая игра, оказывающая воздействие на мелкую моторику. Этот тип деятельности развивает у дошкольника способность работать руками под контролем сознания. Совершенствование мелкой моторики происходит с помощью точных движений пальцев. Параллельно с этим развивается глазомер ребенка.

Для конструирования существует множество видов конструкторов. Самыми популярными являются «Лего», «Тико», магнитный, металлический и шарнирный конструкторы. Конструирование можно осуществлять также из бросового материала.

Ребенок, собирая конструктор в соответствии со схемой, становится более внимательным и начинает соблюдать дисциплину. Если схема не используется, то дошкольник может проявлять фантазию, мыслит творчески и реализует идеи, сформированные в воображении. Конструктор помогает развивать мелкую моторику рук, что находит отражение на интеллектуальном росте.

Развитие мелкой моторики через конструктивную деятельность

Конструирующие игры и деятельность развивают моторику, интеллект, творчество и воображение дошкольника. Они обладают многофункциональным и развивающим значением.

Работа с конструктором используется для развития мелкой моторики, развития речи в рамках определенных тем, автоматизации звуков в ходе игры, совершенствования представлений о цвете, форме, пространстве.

Свободное конструирование представляет собой самый простейший способ развития у дошкольников пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Дети часто говорят, что детали конструктора во время игры очень приятно держать и вертеть в руках. Такой массаж рук благоприятно влияет на развитие осязания и мелкой моторики рук. Он также полезен для здоровья ребенка.

Еще один вид конструирующих игр представлен игрой в кубики. Эта игрушка появляется в жизни ребенка самого раннего детства. С помощью деревянных или пластмассовых кубиков он конструирует башни, строит крепости и дома. Помимо этого, есть деревянные кубики с нанесёнными на них рисунками (например, овощами, домашними животными, героями сказок). Благодаря им игра в кубики переходит в сбор картинки. В этом случае происходит уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и совершенствование внимания и логики.

Дата последнего обновления статьи: 29.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot