Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Влияние коммуникативных барьеров личности на роль, занимаемую работником в команде

Сущность коммуникативных барьеров и их классификации

Определение 1

Коммуникативные барьеры – это психологические трудности, с которыми сталкивается человек во время передачи определенной информации.

В настоящее время ученые-психологи выделяют множество различных типов коммуникативных барьеров. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Барьеры непонимания.

Известный советский ученый Б.Ф. Поршнев разделил данные барьеры на четыре категории:

  • Фонетический барьер. Базисом формирования этого барьера служат акустические и физиологические особенности речи человека. У слушателя может возникнуть полное непонимание, когда собеседник говорит непонятно или на языке, которым слушатель не владеет. Неполное непонимание может возникнуть при восприятии быстрой или невнятной речи, а также с акцентом. Следует отметить, что резкое повышение голоса способствует формированию фонетического барьера;

  • Семантический барьер. Данный барьер возникает в случаях, когда слушатель не понимает смысла слов говорящего. Зачастую это происходит при коммуникации представителей различных субкультур внутри доминирующей культуры. Для субкультур характерно использование жаргона или сленга. Под жаргоном понимают речь социальной или профессиональной группы, которая оперирует определенными словами и выражениями, характерными только этой группе. Сленг представляет собой экспрессивно окрашенные компоненты речи говорящего, которые отличаются от общепринятых норм литературного языка;

  • Стилистический барьер. Этот барьер формируется при использовании различных стилей и средств языка в процессе коммуникации. Как правило, выделяют экспрессивный и логический стиль. Для экспрессивного стиля характерна эмоциональность, экзальтированность, жестикуляция, использование различных голосовых вариаций и т.д. Логический стиль базируется на последовательности, использовании фактов, доказательств и точных понятий. Здесь выделяют два важных правила: правило рамки, когда границы любого общения четко определены, и правило цепи, когда передающаяся информация последовательно соединена по определенным признакам;

  • Логический барьер. Данный барьер формируется, если собеседники не согласны с доводами друг друга. Это может быть связано с личностными особенностями человека или приобретенным опытом. Иногда во время взаимодействия между людьми возникают проблемы, которые связаны с тем, что определенная информация представляет важность для одного субъекта, но при этом совершенно не интересна для другого.

Барьеры социокультурных различий.

Они возникают при взаимодействии людей с разным уровнем культурного развития. К ним относят:

  • Социальные барьеры. Они обоснованы принадлежностью собеседников к различным социальным слоям социума;

  • Политические барьеры. Такие барьеры формируются, если субъекты являются сторонниками разных идеологий и представлений о власти;

  • Религиозные барьеры. Они основаны на толерантности определенной религии к другой.

Барьеры отношений.

Базисом формирования таких барьеров являются негативные эмоции субъектов. Это могут быть, например, страх, стыд, брезгливость, гнев и т.д.

Командные роли

Исследователями в области социологии и психологии были выделены девять типов личностей, которые позволяют добиться эффективности в командной работе. Кратко рассмотрим их:

  • Исследователь ресурсов. Находит идеи и доносит их до коллектива;

  • Душа команды. Хороший дипломат, помогает коллегам взаимодействовать друг с другом;

  • Координатор. Распределяет задачи между членами команды, умеет выявлять сильные стороны членов группы;

  • Генератор идей. К сильным сторонам относят способность генерировать идеи и креативность;

  • Аналитик-стратег. Способен адекватно оценивать ситуацию, хороший стратег;

  • Специалист. Обладает компетентностью в определенной сфере деятельности;

  • Мотиватор. Мотивирует коллег к достижению поставленной цели и преодолению трудностей;

  • Работник. Реализует идеи с максимальной эффективностью;

  • Контролер-завершитель. Эффективно контролирует наличие ошибок в конечном продукте.

«Влияние коммуникативных барьеров личности на роль, занимаемую работником в команде» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Зачастую в команде один сотрудник выполняет несколько вышеперечисленных ролей.

Влияние коммуникативных барьеров на командные роли

Коммуникативные барьеры являются важным аспектом при взаимодействии членов команды.

Чтобы избежать фонетического барьера всем членам группы необходимо использовать в своей речи паузы, стремиться говорить грамотно и акцентировать внимание коллег на сказанном. Также следует избегать повышения голоса и научиться контролировать эмоциональную возбудимость.

Семантический барьер в команде может возникнуть между представителями разных профессий или возрастов. Например, между работником технической службы и представителем руководства. Для преодоления этого барьера членам команды не следует использовать специфический язык в стандартных ситуациях.

Для преодоления стилистического барьера в деловом общении следует соблюдать правило рамки и правило цепи. Пренебрежение правилом рамки снижает эффективность коммуникации, так как членам группы могут быть не понятны цели и результаты общения. Правило цепи облегчает восприятие, понимание и запоминание информации для членов команды.

Стоит отметить, что особую роль играют барьеры отношений при взаимодействии членов команды. Очевидным является то, что благоприятная психологическая атмосфера в коллективе оказывает положительное влияние на эмоциональное благополучие всех членов команды. Она зависит от вклада представителя каждой командной роли. К примеру, мотиватор и координатор помогают развить чувство вовлеченности в трудовой процесс каждого члена коллектива. Исследователь ресурсов вселяет оптимизм. Душа компании сглаживает проблемы в общении между членами коллектива. Генератор идей и специалист помогают найти решение сложных специфичных задач. Аналитик-стратег и контролер помогают трезво оценивать ситуацию и результаты, а работник – реализовать идеи для достижения целей группы.

Таким образом, успех преодоления коммуникативных барьеров зависит от всех членов команды. Для достижения целей следует обеспечить наличие всех типов командных ролей, при этом несколько типов могут совмещаться в одном субъекте.

Дата последнего обновления статьи: 09.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot