Фрустрация — это психическое состояние, выраженное чувством тревоги, безысходности и отчаяния. Она представляет собой одну из форм психологического стресса, возникающую в ситуации, которая воспринимается людьми в качестве неотвратимой угрозы достижению значимых для них целей или решению задач.
Понятие фрустрации
Фрустрация представляет собой психическое состояние человека, которое проявляется в ситуации реального или предполагаемого отсутствия возможности удовлетворить те или иные потребности. Проще говоря, она заключается в несоответствии желаний имеющимся возможностям.
Ситуация, вызванная фрустрацией, рассматривается как травмирующая. Она возникает тогда, когда субъект видит угрозу (потенциальную или реальную) удовлетворению его потребности.
Фрустрация проявляется через некоторые эмоциональные процессы. Они включают тревогу, разочарование, раздражение, отчаяние. Как и разочарование, фрустрация может проявляться при отсутствии ожидаемого и желанного результата. Отмечено, что даже в этом состоянии человек всё ещё продолжает бороться за получение желаемого, даже если не знает наверняка, что необходимо сделать для этого.
Фрустратор представлен предметом (элементом), который провоцирует состояние фрустрации. Состояние фрустрации напрямую зависит от трёх типов фрустраторов:
- Лишение, являющееся отсутствием необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребностей (может быть внешним, когда фрустратор находится вне человека и внутренним);
- Потеря (смерть близкого человека, потеря дома, утрата авторитета и др.);
- Конфликт (может быть внешним и внутренним).
Степень влияния фрустратора находится в зависимости от индивидуальных характеристик личности. Одинаковый фрустратор способен вызывать у разных людей абсолютно различные реакции. Фрустрации классифицируют по двум типам. Первый из них зависит от характера фрустрируемых мотивов (то, что подталкивает к достижению цели), а второй отражает характер барьера (то, что способно помешать достичь цели).
Развитие фрустраций у детей и их особенности
Причина фрустрации у ребенка может быть представлена отсутствием возможности овладеть желаемым предметом. Как правило, она проявляется в запрете со стороны взрослых людей на выполнения какого-либо действия. Если у детей присутствует длительная фрустрация, то они начинают проявлять такие черты характера, как агрессия, возбудимость, пассивность.
С рождения ребенок становится центром жизни своих родителей. Родители, бабушки и дедушки проявляют заботу о ребенке, беспокоятся о нем и стремятся любыми способами радовать его. Ребенок каждый день получает информацию о том, что его принимают в этом мире, благодаря чему у него происходит формирование уверенности в том, что с ним все хорошо.
Ребенок, который получил такое ощущение, несет в себе заряд уверенности. Он спокойно и конструктивно реагирует на критику, находит выходы из сложной ситуации. Если родители не занимаются ребенком, то он не получает убеждение в том, что существует в мире по праву. Даже став взрослым, человек будет любую проблему рассматривать как катастрофу, которую невозможно преодолеть. Такой человек не учится на своих ошибках, становясь очень агрессивным и тревожным.
Выживание человека, включая возможность получить самостоятельность и ответственность, полностью зависят от того, будет ли у ребенка «свой взрослый», который проявляет готовность заботиться, защищать, жертвовать своими интересами ради ребенка.
Для исключения фрустрации у каждого человека должен быть «свой взрослый». Рядом с ним спокойно и безопасно. Он находится в отношениях привязанности (защита и забота). Подобное отношение, как правило, становится для ребенка мостиком в жизнь. Пройдя по нему, он развивается и постепенно становится самостоятельным.
Фрустрация и общее развитие ребенка
После того, как ребенок научился ходить, он активно начинает изучать этот мир. Естественно, когда происходит это обучение, он часто испытывает фрустрацию. Она представляет собой в этом случае негативное переживание, которое связано с неудачей, невозможностью получить желаемый предмет.
Для взрослых людей число фрустраций, которые должен переживать ребенком, иногда кажется запредельным. Тем не менее, дети справляются с этим. В первую очередь это возможно по той причине, что в любых сложных жизненных ситуациях для преодоления фрустрации можно обратиться к «своему взрослому». Если ребенок немного расстроен, то иногда ему достаточно просто побыть рядом с мамой. Если у малыша сильная фрустрация, то ему нужно, чтобы его обняли, взяли на руки, утешили.
Человек представляет собой социальное существо, которое получает поддержку и защиту только в отношениях с близкими. Если люди вынуждены столкнуться с чем-то, что вызвало слишком сильные и непереносимые отрицательные эмоции, с которыми они не способны справиться, то им очень важно получить поддержку.
Цель родителя заключается в том, чтобы стать ненужным ребенку. Он должен научиться справляться с трудностями без участия взрослых и, со временем, получает возможность самостоятельного построения отношений со своими детьми. Если индивид испытывает стресс, то у него мобилизуются все ресурсы организма. Для увеличения шансов на успех, все системы могут начать работать на повышенных оборотах. Долгое пребывание в подобном состоянии не представляется возможным. По этой причине после каждой мобилизации необходимо расслабление.
При достижении успеха демобилизация осуществляется с помощью радостных переживаний, которые ведут к расслаблению. Если получить задуманное не удается, дети начинают переживать фрустрацию. В этой ситуации демобилизацию можно провести лишь через контейнирование, преобразуя агрессию в печаль через плач. Ребенок попадает в объятия близкого человека, используя слезы и печаль. Затем тело расслабляется, приводя к появлению чувства усталости и успокоения.