Понятие эмоций
Эмоциональная область человека представляет собой непростое переплетение компонентов, которые вместе дают возможность переживать всё совершающееся с ним и вокруг него.
Состоит она из ключевых элементов:
- Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое формирует состояние организма. Как раз оно сообщает организму о том, в какой степени удовлетворены его нынешние потребности, в какой степени ему на данный момент комфортно. Если попробовать прислушаться к себе, то можно дать оценку собственному эмоциональному тону.
- Эмоции – это субъективные переживания, которые касаются событий и ситуаций, являющихся для человека значимыми.
- Чувство – это эмоциональное устойчивое отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и возникают в ходе взаимодействия с окружающими.
Эмоциональное состояние отличается от чувства слабой ориентированностью на объект, а от эмоции – значительной устойчивостью и длительностью. Оно всегда запускается установленными эмоциями и чувствами, но при этом как бы само по себе.
Эмоции определяются тремя элементами:
- осознаваемым или переживаемым в психике ощущением эмоции;
- процессами, которые происходят в нервной, дыхательной, эндокринной, пищеварительной и прочих системах организма;
- видимыми выразительными эмоциональными комплексами на лице.
Виды и функции эмоций
Эмоции в меньшей или в большей мере регулируют жизнь каждого из нас. Как правило за ними признают четыре ключевые функции:
- Мотивационно-регулирующая, которая призвана побуждать к действию, регулировать и направлять. Часто эмоции абсолютно подавляют мышление в регуляции поведения человека.
- Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Как раз эмоции сообщают нам о физическом и психическом состоянии человека и могут помочь избирать при общении с ним верную линию поведения. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
- Сигнальная дает возможность сообщать о собственных потребностях окружающим при поддержки эмоционально-выразительных движений, мимики, жестов и т.д.
- Защитная проявляется в том, что эмоциональная моментальная реакция человека способна в определенных вариантах спасти его от опасностей.
Эмоции как правило бывают сопряжены с текущим моментом и являются естественной реакцией человека на изменение его текущего состояния.
Среди них К. Изардом выделяются несколько основных:
- Радость – интенсивное переживание удовлетворенности собственной ситуацией и состоянием;
- Страх – защитная реакция организма в случае угрозы его благополучию и здоровью;
- Волнение – высокая возбудимость, которая вызвана как позитивным, так и негативным переживанием, принимает участие в развитии готовности человека к значительному событию и возбуждает его нервную систему;
- Интерес – врожденная эмоция, подстегивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
- Удивление – переживание, которое отражает противоречие между уже существующим опытом и новым.
- Обида – переживание, которое связано с проявлением по отношению к человеку несправедливости;
- Злость, гнев, ярость – негативно окрашенные аффекты, которые обращены против несправедливости;
- Смущение – переживание за впечатление, которое было призведено на окружающих;
- Жалость – всплеск эмоций, появляющийся, когда страдания другого человека принимаются как свои собственные.
Влияние эмоций на результаты обучения
Познавательные процессы, которые разворачиваются в процессе обучения, практически всегда сопровождаются позитивными и негативными эмоциональными переживаниями, которые выступают в качестве важных детерминант, определяющих его успешность.
Это объясняется тем, что чувства и эмоциональные состояния могут проявлять энергизирующее и регулирующее воздействие как на ход восприятия, мышления, памяти, воображения, так и на личностные проявления (потребности, интересы, мотивы и др.). В каждом процессе познания можно выделить эмоциональную составляющую.
Эмоциональные реакции и состояния существнно воздействуют на ход познания. Они могут или снижать, или повышать эффективность процессов познания. Потому так важно применять в ходе обучения эмоции.
Познавательная деятельность несколько притормаживает эмоциональное возбуждение, придавая ему избирательность и направленность.
Позитивные эмоции фиксируют и эмоционально окрашивают особо результативные и успешные действия, которые появляются в процессе выполнения задач обучения.
Выделяют следующие особенности воздействия эмоциональной области на ход и результаты обучения:
- эмоциональное состояние оказывает влияние на общее соматическое состояние организма, как педагога, так и учащегося (негативные эмоции могут переживаться в форме «Мне плохо», «Я плохо себя чувствую», от особо сильных эмоций человека может «бросать в жар» или же «бить озноб» и т.д.);
- сильные эмоции (как «‒». так «+») характеризуют функционирование отдельных систем и органов, могут вызывать ощущения в разных органах, понижение или повышение давления и т.д.
- эмоции воздействуют на скорость и качество протекания познавательных процессов внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения (любые сильные эмоции содействуют запоминанию, чрезмерно сильные эмоции тормозят запоминание, вызывают «вытеснение» информации, позитивные эмоции увеличивают сообразительность, активизируют творческое мышление, активизируют переработку информации. негативные эмоции «притупляют» внимание и т.д.);
- эмоции влияют на мотивацию к выполнению деятельности (желание учиться у учащегося, желание работать у преподавателя);
- эмоции определяют отношение субъектов процесса оразования друг к другу.
Эмоциональная составляющая включена в процесс обучения не в качестве сопровождающего, а в качестве важного компонента, который воздействует как на итоги учебной деятельности, так и на развитие структур личности, которые связаны с самооценкой, степенью притязаний, персонализацией и прочими показателями.
Потому правильное соотношение познавательных и эмоциональных процессов в обучении получает особенную важность. Недооценка эмоциональных элементов может приводить к большому числу сложностей и ошибок в организации процесса обучения.
Эмоциональные условия важны не только на начальных этапах обучения. Они исполняют функцию регуляторов учебной деятельности и на дальнейших этапах обучения.