Старший дошкольный возраст — это период, в процессе которого происходит базисное становление самооценки ребенка, влияющей на общее развитие его личности. Само же развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте существенно зависит от отношений между родителями и ребенком.
Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст — это период с 5,5 до 7 лет. Он имеет особенное значение в психическом развитии, поскольку начинают свое формирование новые психологические механизмы поведения и деятельности. Также для этого периода характерно:
- Формирование основ будущей личности;
- Формирование устойчивой структуры мотивов;
- Зарождение новых социальных потребностей (потребность в уважении и признании со стороны взрослых и сверстников, желание выполнение «взрослых» дел, важных для других);
- Появление интереса к групповым формам деятельности;
- Проявление потребности поступать в соответствии с правилами и этическими нормами, принятыми в обществе и коллективе.
В старшем дошкольном возрасте возникает новый (опосредованный) тип мотивации. Он представляет собой основу произвольного поведения, когда дети усваивают соответствующую систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.
Старший дошкольник проходит период активного развития, в который происходит становление познавательной деятельности. Он проявляет стремление узнать, каким образом устроены предметы, для чего они нужны. Здесь же можно наблюдать попытки установки взаимосвязи между предметами и явлениями, задавания большого числа вопросов (например, о том, как устроен человек или как работают различные механизмы).
Разрозненные и практически неосознаваемые впечатления об окружающем мире могут стать более четкими, ясными и обобщенными. Это обусловлено тем, что формируется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, проявляются зачатки мировоззрения.
Важно обратить внимание, что в этом возрасте значительно меняется структура и содержание детской деятельности. Дети приходят к овладению более сложными видами деятельности, что начинается с подражания взрослым людям. Этому способствует расцвет сюжетно-ролевых игр, которые требуют нового произвольного уровня регуляции. В основе последнего лежит осознание целей и задач деятельности, а также способов их достижения. Ребенок начинает в этом процессе контролировать свои действия, давая оценку их результату.
Сущность самооценки и ее место в структуре самосознания
Самооценка – это оценка ребенком самого себя, собственных возможностей, качеств и места среди окружающих индивидов. Она относится к ядру личности и считается важным регулятором ее поведения. Именно от нее зависят отношения старшего дошкольника с окружающими. Он проявляет критичность, требовательность к себе, соответствующим образом относится к успехам и неудачам.
Самооценку можно связать с уровнем притязаний человека, то есть со степенью сложностей достижения целей, которые он перед собой поставил. Разница между притязаниями личности и ее реальными возможностями способствует формированию неправильной самооценки. По этой причине поведение личности может стать неадекватным (возникновение эмоциональных срывов, рост тревожности).
В трудах отечественных психологов показано воздействие детско-родительских отношений на формирование самооценки. Самооценка – это ценность, приписываемая индивидом себе или некоторым своим качествам. Основным критерием оценки здесь может выступать система личностных смыслов индивида.
Базовые функции, выполняемые самооценкой, включают регуляторную (решение задач личностного выбора) и защитную (обеспечение относительной стабильности и независимости личности). Большое значение в формировании самооценки также имеют оценки окружающих, в первую очередь, родителей ребенка.
Факторы детско-родительских отношений, влияющие на самооценку ребенка
На развитие самооценки старшего дошкольника влияет огромное количество факторов. Самый первый и, наверное, главный фактор представлен семьей и возникающими в ней детско-родительскими отношениями. Когда ребенок рождается, он не наделен представления о том, каким он является, как надо вести себя. У него нет соответствующих критериев самооценки.
Дошкольник берет за основу опыт окружающих его взрослых, а именно, те оценки, которые они ему дали. Первые 5-6 лет жизни формирование самооценки происходит исключительно на информации, которую он получает при развитии детско-родительских отношений. Взрослые передают оценочные сообщения с помощью слов, интонации, жестов, мимики и т.д. Особенность самооценки в этом возрасте представлена ее абсолютным характером. Ребенок в этот период еще не способен сравнивать себя с другими, за него это делают взрослые.
В дальнейшем на самооценку ребенка, который посещает детское дошкольное учреждение, начинают воздействовать и другие факторы. При этом внешние факторы уже подкрепляют самооценку, сформировавшуюся у него в семье. Уверенный ребенок, которому родители дали правильные установки про самого себя, более эффективно справляется с неудачами и трудностями.
Ребенок с низкой самооценкой, даже несмотря на удачи, может терзаться сомнениями. Для него будет достаточной одна промашка, чтобы зачеркнуть все прошлые успехи. Несмотря на то, что показатель самооценки обладает абсолютным характером, происходит зарождение признаков сопоставительной, сравнительной и относительной самооценки. Дошкольник с активностью включается в общение с другими, познавая других, а через них и самого себя. Тем не менее, значение семьи в старшем дошкольном возрасте играет до сих пор огромную роль.
Ощущение хорошей самооценки способно формироваться в такой семье, в которой любовь выражают открыто. Такие детско-родительские отношения характеризуются следующими чертами:
- Уважение и взаимопонимание в семье;
- Доверие в общении;
- Отношение к ошибкам как к факторам приобретения опыта;
- Атмосфера зрелости.