Развитие — это психологический феномен, который предполагает какое-либо изменение во времени, переход от одного качественного состояния к другому.
Подходы к понятию категории «развитие»
Большой вклад в определение понятия «развитие» внес В. Н. Карандашев. По его мнению, оно носит многоаспектный характер. Развитие представляет собой процесс количественного изменения (так называемого накопления) внешних признаков объекта. Измерение развития происходит по высоте, длине, толщине и другим признакам.
Одновременно с этим автор концепции под развитием подразумевал созревание, где основным аспектом процесса становятся морфологические изменения. Они, как правило, протекают под непосредственным управлением генетического аппарата.
Часть ученых рассматривает феномен развития в качестве совершенствования. В этом случае механизм развития будет представлен системой реакций и психических процессов индивида, которые преобразуют структуру личности. Эта концепция характеризуется наличием какой-либо определенной цели в виде совершенной формы развития, при этом психологи чаще всего пользуются представленной трактовкой. Они считают, что только процесс совершенствования способен заставить людей жить и решать намеченные задачи с целью достижения результата.
Категория «развитие» также широко используется в социальной психологии, а именно в психологии масс. В этой ситуации оно представляет собой универсальное изменение, при этом общие изменения происходят у народов разных культур, вероисповедания и языка. Здесь может рассматриваться как универсальное изменение региональных групп людей, так и развитие международных масс. Наглядным примером подобного развития считается сильный разрыв между развитыми государствами и отстающими странами.
В рамках психологического консультирования и психотерапии термин «развитие» чаще всего понимают в качестве структурного изменения качественного характера. У людей в ходе консультаций или терапии происходит полное изменение каких-либо характеристик, которые были свойственны раньше. Меняется мировоззрение человека, включая его ценностные установки и личностные качества. Для осуществления данной работы необходимо много месяцев. Если не происходит изменение установок человека на протяжении года, то в этой ситуации можно точно сказать, что он не желает развиваться.
Часть ученых подходит к понятию развития как к изменению, влекущему за собой новые изменения. В прошлом веке наметилась тенденция неудовлетворенности существующими определениями развития, что стимулировало поиск и зарождение новых идей и теорий. Например, Г. Шмидт показал существование тесной, экзистенциальной связи, характерной для изменений, следующих друг за другом.
А. Фламмер отмечал, что развитие представляет собой лишь такие изменения, которые приводят за собой новые изменения (он называл этот процесс «лавина изменений»). В данной трактовке прослеживается концепция эволюционной преемственности изменений.
Е. Е. Сапогова отметила, что изменения, которые происходят в ходе развития, могут быть классифицированы на:
- Количественные и качественные;
- Непрерывные (дискретные) и скачкообразные;
- Универсальные и индивидуальные;
- Обратимые и необратимые;
- Целенаправленные и ненаправленные;
- Изолированные и интегрированные;
- Прогрессивные (эволюционные) или регрессивные (инволюционные).
Исследования М. С. Егорова и Т. Н. Марютина позволили сопоставить значение наследственного и социального факторов развития. Авторы теории подчеркивали, что генотип (так называемая генетическая конституция организма) включает в себя прошлое в свернутом виде. Она представляет собой сведения об историческом прошлом и программу индивидуального развития человека.
Таким образом, с помощью генотипических факторов происходит типизация развития, поскольку они способны обеспечивать реализацию видовой генотипической программы. Наряду с этим они отвечают за генотип, который индивидуализирует развитие.
Исследования генетиков выявили поразительно широкий полиморфизм, через который определяются индивидуальные особенности людей. Каждый индивид является, по их мнению, уникальным генетическим объектом, который никогда не повторится.
Вклад ученых в рассмотрение развития как изменения, влекущего за собой новые изменения
А. Фламмер полагал, что развитием необходимо считать только такие изменения, которые способны повлечь за собой другие изменения. Сюда можно отнести медленные, но основательные изменения количественного и качественного характера, которые осуществляются в психике и поведении детей при их переходе из одного возраста к другому.
Некоторые известные ученые в области психологии рассматривали отдельно явление саморазвития. Оно представляет собой изменение социальных установок с одновременным построением своей собственной жизни (теория Э. Берна, М. Рокич). В этой сфере в качестве ведущей выступила концепция К. Гельмгольца, А. Маслоу, К. Роджерса. Они рассматривали самопознание, самоактуализацию и самореализацию как развитие личности.
Любые психологические концепции, относящиеся к феномену самореализации человека, имеют в основе потребности роста, развития и самосовершенствования. По этой причине категория «самореализация» (self-realization), как правило, является синонимом «реализация собственных возможностей» (realization of own capabilities) и «самоактуализацией» (self-actualization).
Авторы описали очень близкие явления, включая:
- Полную реализацию подлинных возможностей (теория К. Хорни),
- Стремление индивида к самому полному выявлению и развитию собственных возможностей и способностей (К. Роджерс);
- Внутреннюю активную тенденцию собственного развития, включая истинное самовыражение (Ф. Перлз);
- Стремление индивида становиться тем, чем он может стать (А. Маслоу).