Шаталов Виктор Фёдорович (1 мая 1927) – российский и украинский педагог-новатор.
Краткие биографические данные
Родился в 1927 году в Донецке. Педагогическое образование получено в Сталинском (Донецком) педагогическом институте. С 1951 года начал преподавать математику в школе, затем был назначен директором школы.
С 1956 года начал апробировать экспериментальную методику, над полным описанием которой занимался около 13 лет. В начале применения методики использовал её в свободное от уроков время, 2 раза в неделю. Были получены эффективные результаты: изучение школьного курса было закончено на 2 года раньше, 100% школьников поступило в Вузы с очень высокими результатами.
Работа по обобщению и углублению методики продолжалась далее, результаты описаны в книгах и научных работах.
В 1973 году В.Ф. Шаталов стал сотрудничать с НИИ педагогики УССР, а в 1985 году стал членом АПН СССР.
В.Ф. Шаталов является педагогом-новатором, его труд отмечен наградами: в 1987 году получено звание «Заслуженный учитель УССР», в 1990 году – «Народный учитель СССР», орденом «Знак Почёта».
В 1992 году получил должность доцента в Институте последипломного образования в городе Донецке. На рубеже ХХ-ХХI вв. проводит систематическую работу с экспериментальными классами в донецких школах, работает со школьниками Москвы в рамках семидневных годовых курсов по математике и физике.
В настоящий момент В.Ф. Шаталов продолжает работать в Донецком институте социального образования в качестве педагога учебного курса для студентов «Педагогическое мастерство».
Профессор Шаталов ныне работает в Донецке, в Институте социального образования, где читает курс педагогического мастерства для студентов.
Вклад в науку
В современную педагогическую науку В.Ф. Шаталов вошёл в качестве автора системы успешного обучения, в основе которой лежит педагогика сотрудничества. Опубликовано более шестидесяти книг, описывающих применение данной системы на практике.
Авторская дидактическая система В.Ф. Шаталова позволяет обучать школьников средних и старших классов основам математики, физики, химии, астрономии и др. предметам вне зависимости от подготовленности детей и материального положения родителей.
В основу оригинальной системы интенсивного обучения В.Ф. Шаталовым положены следующие идеи:
- использование авторских учебных пособий, в которых весь программный материал представлен вербально-графическими формами, позволяющими упростить изложение, восприятие и запоминание;
- применение принципа открытых перспектив, ориентированного на развитие творчества учащихся;
- использование в процессе обучения систематически организованной обратной связи с применением нестандартных форм, позволяющих учитывать и контролировать знания школьников, что ведёт к отказу от дневника и классного журнала;
- замена стандартных домашних заданий обширными «предложениями», позволяющих реализовывать индивидуальный подход к учащемуся путём варьирования объёма и сложности заданий;
- практикование оригинальных форм взаимопроверки;
- замена традиционных экзаменов на «листы группового контроля», позволяющими отслеживать результат выполнения работы по всем видам заданий;
- широкое использование игровых форм учебных заданий.
Основные труды
Авторская дидактическая система, разработанная В.Ф. Шаталовым, изложена во многих работах, изданных в разных городах – Донецке, Москве, Минске, Санкт-Петербурге огромными тиражами.
В качестве основных, назовём следующие работы:
- Куда и как исчезли тройки (1979 год);
- Опорные конспекты по кинематике и динамике (1989 год);
- Педагогическая проза (1990 год);
- Путь поиска (1996 год);их.
- Эксперимент продолжается (1998 год) и ряд других.