Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды вопросов в психологии

Вопросы, их виды и значение

Определение 1

Вопросы – это особый вид логических понятий, которые являются завуалированными требованиями, применяемыми для выяснения обстоятельств, уточнения информации, разрешения проблемной ситуации.

В деловом общении, споре или полемике вопросы играют очень большую роль, с их помощью можно многое прояснить, а можно и сильно запутать. Вопрос, заданный уместно, высвечивает слабые стороны оппонента, а умение корректно его задать – это искусство. Всем хорошо известно, что уже половиной ответа является правильно заданный вопрос.

Вопросы, задаваемые в разных сферах деятельности, различны, например, вопросы психолога клиенту будут отличаться от вопросов, задаваемых близким людям.

Естественно, что вопросы психолога будут нацелены на решение определенных задач:

  • на поддержку контакта с клиентом;
  • на получение необходимой информации;
  • на уточнение или проверку выдвигаемых гипотез;
  • на передачу информации.

Умение задавать вопросы является важным профессиональным навыком психолога и условием эффективного консультирования.

Виды вопросов различны и простая их классификация выделяет уточняющие и восполняющие вопросы, вопросы сложные и простые, корректные и некорректные, нейтральные, благожелательные, провокационные.

Виды вопросов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды вопросов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Уточняющие вопросы требуют простого ответа «да» и «нет» и направлены на то, чтобы выяснить истинность или ложность информации. Часто этот вид вопросов называют закрытыми.

«Виды вопросов в психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Открытые же вопросы начинаются с вопросительных слов «что», «кто», «где», «когда», «как», «почему». Вопросительная постановка помогает получить развернутый ответ и новую информацию относительно какого-либо события или явления.

В основе корректных вопросов лежат истинные суждения, в то время как некорректные вопросы основываются на ложных суждениях.

Нейтральные вопросы не оказывают воздействие на собеседника и не содержат эмоциональной окраски.

Понятно, что благожелательные вопросы говорят о расположенности к собеседнику, а провокационные содержат подстрекательство к неверным действиям и имеют негативную окраску.

Разнонаправленные вопросы лучше поддерживают коммуникативное взаимодействие, а если они ещё и правильно поставлены, то дают возможность получать о собеседнике больше информации и управлять ходом делового общения.

Вопросы активизируют собеседника и дают возможность самоутвердиться.

Задаваемые вопросы помогают:

  • значительно прояснить интересы собеседника;
  • сосредоточить внимание на нужных деталях разговора;
  • выяснить возражения партнера;
  • держать инициативу в разговоре;
  • сообщить свою точку зрения;
  • разрушить уверенность в чем-либо;
  • построить партнерские отношения;
  • занять в процессе беседы лидерскую позицию.

Таким образом, вопросы являются способом заставить человека думать и, если ими умело пользоваться, знать и различать их, то можно многое осуществить.

Открытые вопросы в психологии

Для психолога открытые вопросы дают информацию о сути затруднений клиента и, как правило, начинаются со слов «что», «кто», «как», «почему», «могли бы», «а если нет». На них трудно ответить односложно – «да», «нет», поэтому клиенту необходимо дать на них полный и развернутый ответ. Например, клиент имеет возможность сформулировать свой ответ без ограничений на вопрос – «Не скажете ли Вы, о чем у нас может пойти разговор?»

Психолог, задавая открытые вопросы, выясняет общую картину сложившейся ситуации и основные факты ситуации, а также отношение клиента к этим фактам и его суждения. Во время сбора информации психолог выясняет, насколько клиент понимает свою проблему, какие он испытывает чувства и особенности его мышления. Эти же самые вопросы можно использовать на третьей стадии, для выяснения целей клиента и что он об этих целях думает.

Замечание 1

Во время такой беседы психологу важно проявить чувство меры, особенно это касается вопроса «почему» – этот вопрос очень тревожный и у клиента может возникнуть желание защититься.

Вопросы открытого типа активизируют защитный механизм рационализации и, прежде всего, потому что клиент наверняка обдумывал данную проблему и готовил для себя систему объяснений.

Активное и длительное по времени расспрашивание клиента может восприниматься им как агрессия со стороны психолога, так же интерпретируют задавание вопросов гештальт-терапевты.

Задавая открытые вопросы клиенту, важно помнить некоторые правила, например:

  • только на факты, а не на чувства, ориентируются вопросы «кто?» и «что?»;
  • на внутренний мир человека, на его поведение ориентирован вопрос «как?»;
  • следует избегать в консультировании вопроса «почему?», так как он провоцирует защитные реакции клиента;
  • нельзя одновременно задавать несколько вопросов, потому что ответы на них могут совершенно разные и не связанные между собой;
  • вопросы не должны опережать ответы клиента.

При неопределенном ответе на вопрос, стоит уточнить, например, как ваши дела на работе? При ответе «неплохо», уточняется – «что для вас означает неплохо?» Важной деталью в уточняющем вопросе является то, что в одни и те же понятия человек вкладывает абсолютно разное содержание.

Открытые вопросы имеют свои преимущества и недостатки. Преимуществом является возможность добровольной передачи информации собеседнику и возможность свободно говорить о своих чувствах, свободно комментировать то или иное событие.

Ориентируют на размышление, на анализ своих поступков, дают возможность говорить без ограничений и заставляют собеседника внимательно слушать говорящего.

Недостатком является возможность смущения клиента, не имеющего опыта отвечать на открытые вопросы, возможность провоцирования очень длинного ответа, сбивчивого и сумбурного ответа, сложного для понимания, необходимость задавать наводящие вопросы, что может обидеть клиента и затруднить ход беседы.

Закрытые вопросы

Что касается закрытых вопросов, то они требуют утвердительного или отрицательного ответа и используются в таких случаях, когда надо получить прямую и жесткую реакцию собеседника для того, чтобы или подтвердить, или опровергнуть какой-либо факт.

Замечание 2

Вопросы закрытого типа включают в себя частицу «ли» и содержат в себе формулировку ответа. На них можно ответить однозначно «да» или «нет» или дать ответ одной фразой.

Закрытые вопросы заставляют клиента сделать выбор из предложенных ему вариантов. Закрытые вопросы с одной стороны облегчают процесс общения, а с другой стороны могут привести к завершению диалога. Данная ситуация может возникнуть потому, что человек воспринимает закрытые вопросы как прямолинейные и почувствовать себя как на допросе.

Выбирая формулировку вопроса важно учитывать имеющиеся ограничения, особенно в работе с внушаемыми клиентами и детьми.

Информацию о клиенте можно получить с помощью микротехник – это минимальное подкрепление, поддержка, пересказ, отражение чувств и др.

Специалисты используют чаще всего закрытые вопросы в тех случаях, когда клиент малоразговорчивый и замкнутый, недоверчивый и сознательно не желает давать о себе ту или иную информацию. Причина также может быть в недостаточном времени у клиента или отсутствии настроя на длительный разговор.

Существуют определенные принципы постановки закрытых вопросов - это создание благоприятного климата для клиента и обязательная предварительная подготовка всех возможных вопросов и ответов. Не рекомендуется подводить клиента к решению ранее, чем это сделает специалист.

К закрытым вопросам относится одна из форм – наводящие вопросы, в которых уже есть ответ. Например, «ты сильно рассердился, не так ли?» Наводящие вопросы используются, когда необходимо окончательно уточнить какое-либо, высказанное ранее, утверждение.

Дата последнего обновления статьи: 04.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot