Барьеры общения – это различные факторы, являющиеся причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им
В основе межличностных конфликтов лежат определенные причины, это могут быть потребности, желания или цели субъектов. Рассмотрим классификацию психологических барьеров более подробно.
Виды психологических барьеров в переговорном процессе
Барьеры характера.
Определенные особенности характера, темперамента и личности человека могут вызвать трудности общения.
Темперамент представляет собой врожденные особенности интенсивности и динамики психических процессов человека. Таким образом, темперамент определяет степень уравновешенности и общую эмоциональность человека. Широко применяется классификация, где выделяют четыре типа темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. В процессе общения с человеком можно выявить его особенности поведения, сформированные под влиянием его темперамента, это помогает спрогнозировать его реакцию на те или иные обстоятельства и предотвратить межличностный конфликт.
Под характером понимают индивидуальные особенности человека, которые затрагивают его поведение и определяют его отношение к себе и внешней среде. «Тяжелый характер» также может стать преградой при коммуникации в переговорах, поэтому следует учитывать психологические особенности личностей, с которыми необходимо работать.
Барьеры отрицательных эмоций.
Важную роль в процессе коммуникации играют эмоции, которые испытывает субъект. Эмоции принято разделять на положительные, т.е. те, которые субъект стремиться испытать, и отрицательные, которые человеку неприятны и он стремиться их избежать. Зачастую неуправляемые эмоции делают конфликт трудноразрешимым. Эмоции могут влиять на восприятие собеседника во время общения, способны усилить или ослабить скованность. Они легче возникают, когда человек устал, разражен, плохо себя чувствует. Стоит отметить, что только устойчивая негативная эмоция может сформировать серьезный психологический барьер. К основным барьерам отрицательных эмоций можно отнести барьер страдания, презрения, гнева, страха, брезгливости и т.д.
Иногда серьезным барьером для общения может быть невроз, который возникает в результате сильного эмоционального стресса или психотравмы. Для преодоления данного барьера человеку необходима помощь специалиста.
Барьеры восприятия.
Барьер восприятия может возникнуть по вине говорящего или слушающего. Например, говорящий может несвязано формулировать свои мысли, невнятно произносить слова. Слушающий может невнимательно слушать, либо предвзято относится к партнеру по общению. Как правило, принято разделять барьер восприятия на барьеры речи, установок, барьер отсутствия интереса, барьер первого впечатления.
На формирование барьера речи может влиять эмоциональное состояние человека. К примеру, у неопытного оратора во время выступления перед большой аудиторией может возникнуть сильное волнение, которое приводит к спазму речевой мускулатуры, что ведет либо к потере речи, либо к изменению голоса. Следующим фактором, способствующим возникновению барьера речи, является неумение формулировать свои мысли. Чем хуже субъект владеет речью, тем чаще он сталкивается с ситуациями, когда его не понимают. Также появление данного барьера возможно при разговоре с иностранцем, ребенком, человеком с акцентом, человеком другой специальности. Важным моментом в переговорах, который способен вызвать негативное отношение партнера, является технический барьер речи, т.е. употребление «слов-паразитов», неправильное ударение, неграмотные обороты, дефекты речи и специфическая манера общения.
Барьер установки определяется наличием у человека готовности к определенному поведению. Установка может выражаться привычными суждениями, представлениями и поступками. Она является преградой адекватного восприятия человека в процессе коммуникации.
В процессе переговоров важно заинтересовать партнера по общению, так как с потерей интереса человек может продолжить слушать речь другого только из-за вежливости, при этом он становится невнимательным или спешит быстрее закончить общение. Довести необходимую информацию до собеседника, если он невнимателен, очень сложно.
Также следует учесть роль первого впечатления при взаимодействии субъектов, которую зачастую является ошибочным. Барьер восприятия зависит не только от речи субъекта, но и от его внешности, мимики, манеров, позы и т.д.
Пути преодоления барьеров общения в переговорном процессе
Переговоры являются вынужденным общением между людьми. Для достижения эффективности переговоров необходимо владеть определенными навыками и техниками общения.
Зачастую во время переговоров возникают ситуации, когда необходимо применить специальные приемы общения. Они помогают установить контакт и избежать конфликта.
Иногда возникают случаи коммуникации с людьми, которые могут использовать приемы общения в корыстных целях, тогда знание данных приемов поможет выявить этот факт.
Грамотная техника деловой беседы позволяет добиться успешного исхода переговоров. Рассмотрим рекомендации Власова и Сементовской для эффективности делового общения:
- Первый вопрос должен быть коротким, но не дискуссионным;
- Мысли необходимо излагать кратко;
- Свои мысли необходимо обосновывать;
- Не следует употреблять слов с двойным значением;
- Следует избегать вопросов, которые подразумевают ответ «да», либо «нет»;
- Если партнер по общению имеет возражения, то необходимо выслушать сразу несколько его возражений, не спешить с ответом, определить точно ли Вас понял партнер, задавать такие вопросы, чтобы собеседник оказался перед выбором между двух вариантов.
Эти рекомендации являются примером простых технических приемов общения, с помощью которых можно повлиять на благоприятный исход переговоров.
Психологические барьеры, которые могут возникнуть в процессе переговоров, снижают эффективность коммуникации и даже способны спровоцировать межличностный конфликт, поэтому для их преодоления необходимо постоянно совершенствовать свои навыки общения.