Общая психология – это раздел науки, изучающий возникновение и формирование познавательных процессов, состояния и закономерности психики человека, и обобщающий различные психологические исследования и знания.
Знание принципов общей психологии важно не только для специалистов, связанных с этой сферой, но и для юристов, социологов и представителей других профессий, так как им нужно быть осведомленными в закономерностях развития психики человека, формировании внутренних процессов, свойств личности.
Общая психология акцентирует внимание на психическую активность человека, его характер, испытываемые эмоции, мышление, темперамент, восприятие, особенности памяти. Данные сведения рассматриваются не отдельно, а во взаимосвязи с жизнью человека и окружающего его мира. Важно то, что происходит внутри человека во время мыслительных и познавательных процессов, и как строятся отношения человека с представителями других социальных групп.
Объектом исследования общей психологии является психика живых существ, способы их взаимодействия с окружающим их миром, методы их реализации своих желаний и побуждений. С точки зрения современной науки, психика – это посредник между субъективным и объективным. Ее изучение дает знание о том, что такое телесное и душевное, внутреннее и внешнее.
Предметом исследования общей психологии являются закономерности психики, как способа взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, исследуемых разными подразделениями науки психологии.
Подразделения общей психологии
Общая психология может подразделяться на некоторые отрасли по характеру деятельности, по развитию, по принципу отношения личности и общества.
По характеру деятельности психология подразделяется на:
- педагогическую психологию;
- военную психологию;
- медицинскую психологию;
- психологию торговли;
- психологию спорта;
- юридическую психологию;
- психологию труда;
- психологию искусства.
- По развитию на:
- возрастную психологию
- сравнительную психологию;
- специальную психологию.
По принципу отношения личности и общества на:
- социальную психологию;
- психологию личности.
Существует еще одна классификация общей психологии, которая подразделяет ее на следующие виды:
- консультативная психология;
- сравнительная психология;
- клиническая психология;
- педагогическая психология;
- биологическая психология;
- когнитивная психология;
- психология аномального развития.
Все эти виды направлены на своевременное прогнозирование реакций и поведения человека. Различные виды общей психологии применяются в учебных заведениях, медицинских учреждениях, местах лишения свободы, воспитательных центрах и т.д.
Консультативная и сравнительная психология – это вид психологии, исследующий поведение животных и человека. Полученные результаты сравниваются, а затем могут применяться на практике. Данные позволяют давать правильные советы при личном консультировании в социальной, профессиональной и эмоциональной сферах жизнедеятельности человека.
Клиническая психология – это вид психологии, изучающий поведение человек в стрессовой ситуации, как он борется с его влиянием и с какими изменениями сталкивается. Главной задачей клинической психологии является изучение развития личности в совокупности.
Педагогическая психология – это вид психологии, изучающий поведение организма человека во время образовательного процесса. Она исследует методы влияния образования на психику человека и возможности улучшения эффективности образовательного процесса.
Биологическая психология – это такой вид психологии, который изучает человека в биологическом срезе. Главной задачей является изучение особенностей психики, которые влияют на развитие, поведение и психику человека.
Когнитивная психология – это вид психологии, исследующий поведение человека.
Психология аномального развития – это вид психологии, исследующий ненормальное поведение. Ее главной задачей является изучение и своевременное выявление изменений психического состояния.
Методы общей психологии
В то время, когда наука сталкивается с проблемой изучения новых, ранее неизученных факторов, ей необходимо определиться с методом изучения. Основными методами изучения являются наблюдение, беседа и эксперимент. Применяются также промежуточные методы, но они обычно вытекают из существующих основных методов.
Наблюдение - самый древний метод получения необходимой информации. Этот метод используется не только наукой, но и в быту.
Беседа – это такой способ получения информации, при котором сбор данных о человеке происходит при помощи прямого или косвенного, устного или письменного контакта, что впоследствии дает возможность сравнить полученные знания и определить особенности характера и психики человека. Самой результативной является личная беседа исследователя и исследуемого. Важно, чтобы обе стороны принимали участие в разговоре, активно задавали вопросы. Только в таком случае можно получить достоверную информацию и сделать более правильные выводы, чем просто беседа в форме интервью.
Эксперимент – это такой способ получения информации, при котором специалист искусственно создает условия для своего пациента, чтобы выявить все необходимые психологические данные.
Применяются также эксперименты, подразумевающие использование специальной техники. Часто эксперименты проводят на группе людей для выявления более точных данных.
Тесты – очередной метод исследования, применяемый для получения информации путем выбора правильного (или более подходящего) варианта ответа из предложенных. Они помогают выявить наличие каких-либо психических качеств у испытуемой группы людей или отдельного человека. Некоторые тесты могут прогнозировать деградацию и развитие болезней, а также устанавливать диагноз.
Однако существуют такие проблемы, для которых применяются специфические вспомогательные и промежуточные методы исследования, поэтому при выборе метода необходимо принимать во внимание особенности поставленного вопроса.