Социальная психология – это наука, которая занимается изучением закономерностей поведения, а также деятельности индивидов, объединенных в некие социальные группы, а также психологических характеристик данных групп.
Виды социально-психологического знания
В социальной психологии выделяют следующие виды социально-психологического знания:
Житейское или обыденное знание. Характеризуется рядом отличительных особенностей:
- отражает личный индивидуальный опыт человека, полученный им в процессе жизнедеятельности и являющийся результатом обобщения поверхностного, внешнего и непосредственного;
- имеет несистематизированный характер, представленный совокупностью набора различных фактов, догадок, случаев и интерпретаций, с точки зрения имеющихся у индивида «здравого смысла», «домашнего обихода» и «общепринятых взглядов»;
- направлено на установление эффективных взаимоотношений между людьми;
- фиксируется в рамках обыденного разговорного языка, которым человек выражает индивидуальную и общую смысловую оболочку.
Художественное знание – включает в себя различные эстетические образы, которые фиксируют как типичные, так и уникальные формы психологии человека, существующего в рамках определенной эпохи, социального строя и т.д.
Философское знание – это один из видов социально-психологического знания, который представляет собой конкретные морально-мировоззренческие рефлексивные обобщения и выполняет их на основании фундаментальных принципов взаимодействия между человеком и социумом.
Эзотерическое знание (внутреннее знание) – представляет собой разновидности определенных видов социально-психологических знаний, таких как магическое, оккультно-мистическое, религиозное и т.д.
Практико-методическое знание – представляет собой результат обобщений ряда экспериментов, в современной психологии его принято называть «ноу-хау» или «Карнеги-знание». По своей сути представляет готовый алгоритм действий в конкретных жизненных ситуациях.
Научное знание – это экспериментально обоснованная и логически непротиворечивая система взаимосвязанных суждений, понятий и умозаключений, каждое из которых описывает конкретные социально-психологические явления, а также объясняет природу их возникновения, осуществляет прогноз динамики развития и возможности внешнего управления.
Научное знание представлено следующими видами: научно-экспериментальное знание и научно-теоретическое знание.
Отличительные особенности научного социально-психологического знания:
- всеобщий характер, отражающий устойчивое, существенное и повторяющееся в социально-психологических явлениях (их характер);
- системный характер, который представляет систему постоянно развивающихся понятий, отражающих динамику теории и практики социально-психологического знания;
- единство теории, методологии и эксперимента, в котором ведущим является рефлексивная, осознанная и исследовательская направленность, проверяемая посредством теоретических положений и эксперимента;
- фиксируется в рамках системы научного языка.
Специфика социально-психологического знания
Достаточно подробно и точно специфику социально-психологического знания описал Г.М. Андреев в 1998 году.
Специфика социально-психологического знания (по Г.М. Андрееву):
Проблематика эмпирических данных. Данная специфика обусловлена тем, что в социальной психологии могут быть использованы данные, которые характеризуют либо психологические особенности индивида, либо определенной группы. Проблема заключается в том, что ряд ученных считают оптимальным использование только психологических особенностей индивида, в то время как другие допускают использование в эксперименте характеристик всей группы. Важным является и допустимый объем, используемых в исследовании данных.
Интеграция психологических данных в принципы, с целью построения теорий и гипотез. Так, в социальной психологии теории не представляют собой четко организованные взаимосвязанные положения, в них отсутствует определенная четкость и порядок, что свойственно логике или математике. В связи с чем, большей востребованностью пользуются гипотезы, который лишь предполагают или допускают наличие определенного порядка между исследуемыми явлениями и положениями различных теорий. Зачастую одной из причин слабости некоторых научных трудов является то, что они имеют нечетко или неграмотно сформулированную гипотезу, либо вовсе ее не имеют.Таким образом, спецификой социально-психологического знания является обязательное наличие гипотезы, которая служит основой всего исследования, позволяет осуществить логический переход от обобщения теоретических знаний к знаниям более высокого уровня.
Обязательная проверяемость выдвинутой гипотезы, построение на ее основе обоснованных предположений и предсказаний. Так, при проверке гипотез социальная психология имеет ряд сложностей, которые в большей степени связаны с ее двойственным статусом.
При проверке гипотез, посредством социально-психологического знания, работа исследователя подчиняется конкретным нормативам, которые существуют в рамках всех экспериментальных наук, где разработаны разнообразные методы и модели по проверке и подтверждению, выдвинутых гипотез.
Однако, обладая чертами и гуманитарной дисциплины, социальная психология попадает в затруднения, связанные с этой ее характеристикой. Например, в социальной психологии существуют такие предметные области (большие группы, массовые процессы), где верификация просто невозможна. В этой своей части социальная психология сходна с большинством гуманитарных наук и, подобно им, должна утвердить право на существование своей глубокой специфики.
Таким образом, все сформулированные выше требования к научному исследованию оказываются применимыми в социальной психологии с известными оговорками, что умножает методологические трудности.