Методика преподавания психологических дисциплин
Методика преподавания психологии - это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп.
Методика преподавания психологических дисциплин направлена на решение следующих организационных задач:
- Рассмотрение целей и задачей обучения психологических дисциплин. Без освещения данного вопроса невозможно полноценно и качество преподавать учебные психологические дисциплины. Это связано с тем, что на современном этапе обучения основным является не простое овладение учащихся знаниями и умениями из разных областей психологии, а привитие стремления самостоятельно приобретать знания.
- Решение вопросов о дидактических принципах и закономерностях, на основании которых выстраивается процесс преподавания психологических дисциплин.
Таким образом, методика преподавания психологии рассматривает вопросы, чему и как учить, какой оптимальный объем знаний необходимо дать учащимся на разных ступенях подготовки.
Выделяют ряд методов, которые используются при организации преподавания психологических дисциплин:
- Методы программированного обучения – совокупность методов, направленных на перестройку традиционного обучения за счет операционализации и уточнения целей и задач преподавания, используемых ранее способов и форм контроля и поощрения учащихся за освоение предметного содержания учебной дисциплины.
- Методы проблемного обучения – направлены на акцентирование не основных аспектов объективного знания, в тех практических ситуаций, в которых может оказаться учащийся в будущем, и каким образом он будет применять имеющиеся у него знания.
- Методы интерактивного обучения – это методы, направленные на оптимизацию процесса усвоения новых знаний посредством активизации взаимоотношений между учащимися, а также же между учащимися и педагогом.
- Словесные методы – это методы, которые включают в себя не только устную речь преподавателя, посредством которой он передает знания студентам, но и печатное слово (учебники, методички, научная литература и т.д.).
- Наглядные методы – включают в себя предметы и пособия, которые могут быть представлены учащимся в ходе занятий как сопровождение устного представления знаний, с целью формирования их более полной картины.
- Практические методы – это процесс получения учащимися знаний из области психологии посредством выполнения определенных практических действий.
- Методы закрепления изученного материала – закрепление изученного материала.
Основные формы организации преподавания психологических дисциплин
Лекция – это монологическая форма обучения, представляющая собой активность преподавателя, который излагает учебный материал и пассивность учащихся, которые либо слушают, либо конспектируют речь преподавателя.
Лекции имеют несколько функций:
- информационную;
- систематизирующую;
- разъясняющую.
Лекции считаются одной из наиболее сложных форм преподавания, так как они требуют от преподавателя хороших знаний материала и умение его изложения кратко и понятно.
Семинар – это форма организации учебного занятия, которая предполагает активное участие в обсуждении учебного материала, как учащимися, так и преподавателями.
Основной особенностью семинара является то, что в ходе него учащиеся излагают учебный материал, а преподаватель лишь руководит процессом.
Основные функции семинара:
- расширение знаний из области психологии;
- закрепление ранее полученных знаний;
- развитие навыков самостоятельного поиска и обработки информации;
- стимулирование интеллектуальной деятельности.
В основе семинара заложено то, что учащиеся заранее самостоятельно готовят информацию (материал) по определенной теме и представляют ее в виде пересказа или обсуждения.
В зависимости от активизации деятельности учащихся, принято выделять две формы организации семинарских занятий:
- Репродуктивный тип семинарских занятий – это тип занятий, которые направлены на запоминание определенного материала и его последующий самостоятельный пересказ (изложение).
- Продуктивный тип семинарских занятий – это тип занятий, которые направлены на активизацию мыслительных способностей учащихся. Предполагает самостоятельный анализ, сравнение, обобщение и критическое осмысление определенного учебного материала или информации.
Практическое занятие по психологии – это форма организации занятия, при которой учебный материал не просто обсуждается студентами, а подразумевается применение полученных ранее теоретических знаний на практике.
Систему таких заданий часто называют практикумом. Наиболее типичными заданиями для практических занятий являются следующие:
- демонстрация эксперимента;
- индивидуальное занятие;
- групповое занятие;
- экспериментирование в парах или подгруппах;
- решение психологических задач;
- дискуссии на психологические темы.
Лабораторная работа — одна из разновидностей практических занятий. Она предполагает использование специального оборудования и приборов. Лабораторные работы часто проводятся, например, при изучении познавательных процессов, таких как ощущения, восприятие, память, мышление. В них реализуются учебные модели лабораторных психологических экспериментов.
Консультация как вид учебных занятий — это беседа преподавателя и учащихся, в которой студенты спрашивают совета и разъяснений преподавателя по определенным вопросам, связанным с учебным процессом. Консультация может проводиться индивидуально со студентом или с группой студентов. Консультации проводятся также во время подготовки студентов к экзаменам и способствуют обобщению знаний студентов по учебному курсу.