Сущность понятия «этноцентризм»
Этноцентризм - это специфическая форма социального восприятия мира, которая определяет отношение человека к явлениям социальной действительности через ценности, традиции и нормы (то есть картину мира) своей этнической группы, рассматриваемые в качестве всеобщего эталона.
Этот термин был введен в 1906 году У. Самнером, он предложил его следующую трактовку: это мировоззрение, которое формирует группа, помещая себя центр мира, а все остальные группы должны ориентироваться на нее или оцениваться ею.
И. Кон определил этноцентризм как свойство воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, которые определяются как эталон.
Основными показателями этноцентризма являются следующие аспекты:
- восприятие элементов своей культуры как правильных или обычных, а элементов другой культуры как необычных или неправильных;
- рассмотрение обычаев своей группы как универсальных;
- оценка ценностей, норм и ролей своей группы как единственно правильных;
- индивиду привычно сотрудничать с представителями своей группы и помогать им и не доверять представителям других этносов или враждовать с ними.
Отдельные этносы, перемещаясь и мигрируя на новые территории, продолжают сохранять свою этническую идентичность, запрещая обновление посредством других этносов.
В таком ключе, этноцентризм имеет и положительные и негативные проявления. Позитивное влияние проявляется в том, что нация, с одной стороны, сохраняется «чистой», негативное влияние проявляется в том, что это вызывает непонимание и отторжение со стороны представителей других этносов.
Выделяют два основных вида этноцентризма:
- воинственный этноцентризм: в данном случае «свои» ценности не только демонстрируются, но и навязываются другим этносам. В этом случае могут проявляться ненависть, недоверие, страх, обвинение других этнических групп (в том числе в собственных неудачах);
- гибкий этноцентризм: данный вид не содержит враждебных настроений и сочетается с толерантным отношением к межэтническим различиям.
Итак, классическое проявление этноцентризма выглядит следующим образом: к «своим», даже если это другие нации, мы относимся с уважением, но по отношению к «чужим» мы уже насаждаем свои ценности, поскольку они являются самыми правильными, а те, кто так не считает, думают неправильно.
Межгрупповая дифференциация: основные формы
Межгрупповая дифференциация - это механизм социальной категоризации, который работает по принципу различий в оценках эмоций и поведения по отношению к ингруппе и аутгруппе.
Межгрупповая дифференциация проявляется на 3 основных уровнях:
- аффективном - тенденция проявлять более позитивные эмоции по отношению к ингруппе, чем к аутгруппе;
- когнитивном - склонность проводить более тщательный анализ членов ингруппы, приписывать им более позитивные характеристики, проявлять снисхождение к членам ингруппы;
- поведенческом - тенденция чаще и глубже общаться с членами ингруппы, оказывать им поддержку, поощрять их.
Классическими формами проявления межгрупповой дифференциации являются:
- ингрупповой фаворитизм - это тенденция оценивать по положительным основаниям ингруппу выше, чем аутгруппу, склонность проявлять по отношению к ней более сильные эмоции и поведение, благотворное для ее членов;
- аутгрупповая дискриминация - это тенденция оценивать по негативным основаниям аутгруппу выше, чем ингруппу, склонность проявлять по отношению к ней более сильные негативные эмоции, а также демонстрировать поведение, вредящее ее членам.
К более специфическим проявлениям межгрупповой дифференциации можно отнести дегуманизацию, различия в оценке.
Дегуманизация - тенденция в уходе от приписывания индивиду или группе черт и характеристик, которые свойственны именно человеку. Здесь выделяют две основные формы дегуманизации: до уровня животных (тенденция приписывать аутгруппе меньшее число чисто человеческих качеств), до уровня машин (тенденция приписывать аутгруппе меньшее число характеристик, свойственных живым существам вообще).
Различия в оценке критика проявляются в том, что критика со стороны представителя своей группы воспринимается конструктивно и как проявление помощи, а со стороны представителя аутгруппы как враждебное вторжение и желание навредить.
Механизмы межгрупповой дифференциации
Основными механизмами межгрупповой дифференциации являются:
- стереотипизация: индивиду приписываются те черты, которые условно присущи группе (например, все немцы экономные, все русские любят выпить);
- социальная каузальная атрибуция: склонность приписывать причины поведения индивиду на основании его определенной групповой принадлежности;
- этническая установка - это предрасположенность и готовность личности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни в соответствии с определенными установками (то есть, как бы индивид себя ни проявлял, к нему так или иначе будут относиться согласно этнической установке);
- этностереотип - это упрощенная и схематизированная форма представления этнических групп, которые характеризуются высокой степенью согласованности индивидуальных представлений (например, все японцы очень спокойно относятся к смерти).
Говоря об этнических стереотипах, важно остановиться на их двух основных видах, благодаря которым непосредственно и возможен механизм межгрупповой дифференциации: автостереотипы (суждения и оценки относительно собственной этнической общности) и гетеростереотипы (совокупность оценочных суждений о других народах и представителях чужой этнической группы).
Помимо того, этностереотип включает в себя следующие компоненты: ядро (система представлений о внешности представителей данной этнической группы, историческое прошлое, особенности образа жизни, трудовые навыки) и меняющиеся суждения относительно нравственных, коммуникативных характеристик этнической общности
К свойствам этностереотипа относятся: эмоционально-оценочный характер, устойчивость и ригидность к новой информации, согласованность (среди всех членов этноса) и неточность.