Деятельность — это активность человека, которая концентрируется на достижении сознательно поставленных целей. Как правило, они связаны с удовлетворением потребностей и интересов и направлены на выполнение требований со стороны общества или государства.
Деятельность в психологии: сущность и классификация
Большое разнообразие видов человеческой деятельности классифицируется по самым разным и несхожим основаниям. Так, деятельность может быть типологизирована в соответствии с предметом, мотивами, способами осуществления, физиологическими механизмами, эмоциональной насыщенностью и др. До настоящего времени так и не принято общепризнанной и исчерпывающей классификации.
В общем виде рассматривают четыре основных вида деятельности:
- трудовая,
- учебная,
- игровая,
- общение.
Этим видам посвящается огромное число психологических исследований, при этом каждый вид еще имеет множество градаций и разновидностей.
Сущность трудовой деятельности состоит в формировании определенного результата, выпуске продукта (может быть материальным или духовным). В ее процессе происходит целенаправленное изменение или преобразование мира. Трудовое производство социально обусловлено и осознанно, а его результат является предварительно запланированным.
Психологические аспекты труда, включая условия трудовой деятельности, рассматривает отдельный раздел психологии – психология труда. Трудовая деятельность индивида также обширна и разнообразна, поэтому большая часть ее аспектов неизбежно изучается и другими разделами современной психологии (общая, педагогическая, социальная, спортивная, психология творчества).
Учебная деятельность представляет собой специально организованное усвоение умений, навыков и знаний (присвоение) активного характера. Она является одной из сторон целостного процесса обучения в качестве взаимодействия преподавателя и учеников.
Игровая деятельность в психологии специфична, поскольку в ней ребенок символически воспроизводит и моделирует реальную жизнь. Помимо этого мотивация игры заключается в самом процессе функционирования, действия, а не в ее результате.
Общение (коммуникативная деятельность) характеризуется тем, что в качестве предмета общения здесь выступает другой человек, который является субъектом или группой людей. Общение – это комплексная деятельность, которая состоит из 3 сторон:
- Перцепции (контакта, восприятия и понимания друг друга участниками коммуникации);
- Коммуникации (обмена сведениями между собеседниками);
- Интеракции (взаимодействия).
Достаточно распространенная классификация деятельности представлена ее разделением в возрастной психологии на основании ведущей деятельности. Этот термин был разработан Д. Б. Эльконином, который выделил непосредственно эмоциональное общение, предметную (манинулятивную), игровую, учебную деятельность, учебно-профессиональную деятельность и др.
С точки зрения психологии важная градация деятельности представлена тем, где и с чем она осуществляется. Она может быть внешней (материальная) и внутренней (психическая, умственная). Реализация внешней деятельности происходит в материальном пространстве. Для этого характерно использование объективно существующих материальных объектов (предметов), которые человек непосредственно и непрерывно производит в окружающем мире.
Внутренняя деятельность происходит в идеальном плане психического отражения. Ее осуществление происходит посредством образов, то есть не через материальные, а через «вторичные» предметы, которые присутствуют не в объективном физическом пространстве и времени, а в идеальном, умственном плане (то есть в психике).
Психология отдельно рассматривает саму психику как процесс или деятельность, а не только результат отражения. По этой причине внутренняя деятельность по большому счету и составляет предмет психологии. Эта наука, как правило, стремится изучать и анализировать именно эту внутреннюю (психическую) деятельность.
Другие виды деятельности
Много исследований в психологии посвящено перцептивной деятельности. За ней условно должна стоять работа ощущения и восприятия. Большое число экспериментов и опытов, ставших почти классическими, были выполнены Б. Г. Ананьевым. Мнемическая деятельность представляет собой комплексную работу процессов памяти. Этот процесс включает запечатление, сохранение и воспроизведение. Степень общей эффективности этого вида обусловлена характером деятельности человека.
Мыслительная деятельность может рассматриваться в психологии в качестве синонима сложной аналитико-синтетической деятельности интеллекта и мышления. Она обладает специфическими процессуальными, операциональными и содержательными особенностями.
Понятие «познавательная деятельность» в психологии — это собирательное понимание совокупности процессов познания мира. Здесь реализуется одна из ведущих функций психического отражения. Кроме перцепции, памяти и мышления, для познавательной деятельности характерно участие внимания, воображения, эмоций, воли, сознания. Мир познается не совокупностью психических процессов, состояний и свойств, а самой личностью как таковой.
Отдельно в психологии стоит вид внутренней, психической деятельности. Это ориентировочная деятельность. Она является предметом психологии в качестве науки. В соответствии с гипотезой, ориентировка способна обеспечивать реализацию нескольких функций:
- Познание окружающего мира, включая построение его образа;
- Планирование требуемого ответного действия, его разумность;
- Контроль протекания избирательного процесса в виде сличения результата и намерения.
Особенную роль в жизни человека, включая его поведение и психику, играет речевая деятельность. Она представляет собой специфический вид психики и поведения, который использует язык как свое орудие или средство.