Чувство страха у детей и причины его появления
Страх – это чувство, появляющееся в ответ на действие угрожающих условий, в основании которого находится инстинкт самосохранения, который, в свою очередь, является врожденным.
Психологи выделяют две базисные угрозы, которые вызывают чувство страха – угроза жизни и угроза жизненным ценностям человека. Детские страхи базируются на информации, которую дети приобретают от близких взрослых и пропускают через призму собственной яркой фантазии.
Самая явная причина страхов у детей – это пережитая прежде ситуация, которая оказала травмирующее действие на психику. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в перспективе он будет опасаться собак. Также, если родители запугивают ребенка персонажами из сказок, стараясь добиться послушания, ребенок может опасаться быть в темноте или в одиночестве.
Основанием для развития страхов также служит общее тревожное состояние близкого к ребенку окружения, которое передает ребенку немалое число запретов и установки на неудачу. Бабушки и мамы часто предостерегают детей, используя слово: «Осторожно!» – «Осторожно, а то упадешь, поранишься, сломаешь ногу, выбьешь зуб и т. д. и т. п.». Из подобных фраз ребенок, главным образом, воспринимает исключительно вторую часть. Он еще не до конца осознает, от чего его предостерегают, но его заполняет ощущение тревоги, которое может перерасти в постоянные страхи.
Чересчур эмоциональное обсуждение взрослыми разнообразных стихийных бедствий и происшествий, сосредоточивание внимания на том, что угроза может поджидать на каждом шагу также не остается без внимания детей и может выступать плодотворной почвой для появления страхов.
Виды детских страхов
Выделяют возрастные и невротические детские страхи.
Возрастным страхам подвержены почти все дети. Особо ярко они обнаруживаются у восприимчивых детей как отражение особенностей их личностного и психического формирования.
Предпосылки появления подобных страхов следующие:
- существование страхов у близких людей, немалая часть которых передается неосознанно (при этом есть и страхи внушаемые: Баба-Яга, гуси-лебеди, пауки и прочие персонажи, которыми родители, как правило, могут пугать детей, чтобы добиться от своих чад послушания);
- в общении с ребенком проявляется тревожность;
- излишнее оберегание от опасности;
- значительное количество запретов;
- множественные нереализуемые угрозы взрослых;
- психологическая травма ‒ шок, испуг;
- нервно-психические перегрузки матери как результат вынужденной подмены ролей в семье;
- ситуации конфликта в семье и т.д.
Невротические страхи ‒ итог неразрешимых и долговременных острых психических потрясений или переживаний, а также недостаточной уверенности в себе, неимения адекватной самооценки, отсутствия защиты на психологическом уровне, присутствия множественных страхов.
Подобные неврозы оказывают отрицательное воздействие на развитие характера личности ребенка. Для них характерны интенсивность в эмоциональном плане и напряженность, долгое течение, устойчивость, уклонение от объекта страха, а также всего неизвестного и нового, относительная сложность устранения страхов.
Детский невроз страха имеет многообразные патологические проявления, в частности ритуалы, часто ошарашивающие людей, которые окружают ребенка. Именно, по их присутствию в быту и определяется детский невроз.
Страх условно можно разделить на личностно обусловленный и ситуативный.
Ситуативный страх появляется в непривычной чрезвычайно опасной, шокирующей ребенка или взрослого обстановке, скажем при нападении собаки. Зачастую подобный страх может проявиться вследствие психического «заражения» паникой в группе людей, тревожных предчувствий членов семьи, жизненных и конфликтов неудач.
Личностно обусловленный страх может возникать в неизвестной обстановке, при новых знакомствах, и предопределен свойствами характера, например, чрезмерной мнительностью.
Также страхи можно условно распределить на те, которые являются врожденными и те, которые могут быть приобретенными.
Врожденные (или возрастные) страхи сопровождают определенный возрастной период формирования. После трех лет у детей бурно формируется воображение, фантазия, образное мышление; при этом они весьма легко внушаемы и наивны. Маленькие дети могут опасаться всего: резкого звука, игрушки, темноты. И даже если взрослому может показаться на первый взгляд, что ребенок успешно пережил какую-либо пугающую его ситуацию, можно ждать, что через несколько дней или даже недель у него все же зародятся страхи.
Дети 6-7 лет часто начинают опасаться смерти ‒ близких людей или своей. Ребенок, осознавая, что человек может умереть, боится любого стихийного бедствия, урагана, грозы, пожара, которые ассоциируются у него с угрозой для жизни.
Одним из оснований приобретенных страхов может стать в действительности происходившее событие. Скажем, ребенок опасается заходить в лифт, потому что прежде в нем застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, ужаса, страха. Также страх может быть связан с определенными людьми, объектами – появляется страх негативных персонажей и «нехороших» людей.
Подобного рода страх легче прочих поддается коррекции, а если отталкивающие события не имеют повторений, то часто они уходят сами собой. Еще одно из оснований ‒ запугивание.
У детей из конфликтных семей страхи животных, природных стихий, болезней, смерти могут встречаться чаще, чем у их ровесников из благополучных семей, им чаще могут сниться кошмары.
Дополнительным источником страхов может выступать телевизор, в связи с этим взрослым необходимо обращать внимание на то, какую информацию ребенок получает из новостей и прочих передач, как откликается на нее.
Не следует преуменьшать воздействия на психику детей и книги. Чем меньше ребенок, тем наибольшее впечатление они на него производят. Как раз поэтому, следует заблаговременно познакомиться с содержанием книги перед тем, как читать ее ребенку.
Страхи также можно разделять на воображаемые и реальные, хронические и острые.
Реальные и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемые и хронические ‒ свойствами личности.
Таким образом, страхи у детей формируются на базе той информации, которую они получают от окружающих их людей, а после свое дело делают разыгравшиеся воображение и фантазия. Чем старше становится ребенок, тем обширнее его кругозор, и отчетливее понимание опасностей, которые могут его подстерегать. Потому часто страхи растут вместе с ребенком.