Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Вербальные и невербальные средства общения

Все предметы / Психология / Вербальные и невербальные средства общения
Определение 1

Вербальные средства общения (знаковое общение) — это средства коммуникации с использованием слов. Специалисты в области коммуникации подсчитали, что современный человек каждый день произносит около 30 тысяч слов (более 3 тысяч слов в час).

Стороны общения

В соответствии с намерениями человека, вступающего в общение (попытка что-то сообщить, узнавать, выражать свое мнение или отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) могут возникать различные речевые тексты. В любых из них (письменное или устное общение) осуществляется реализация системы языка.

Язык в вербальном общении представляет собой систему знаков и способов их соединения. Она предназначена для выражения мысли, чувства или волеизъявления человека и представляет собой важнейшее средство общения.

Человек использует язык в нескольких функциях:

  • Коммуникативной функции, в которой язык выступает в качестве основного средства общения (благодаря наличию у языка этой функции, индивид получает возможность полноценно общаться с себе подобными).
  • Познавательной функции, где язык выступает в качестве выражения деятельности сознания (основные сведения о мире люди получают с помощью языка).
  • Аккумулятивной функции, где язык представлен средством накопления и хранения знаний (человек удерживает приобретенный опыт и знания для использования в будущем).
  • Конструктивной функции, где язык является средством формирования мыслей, которые с его помощью «материализуются» и могут приобретать звуковую форму.
  • Эмоциональной функции, когда язык — это средство выражения чувств и эмоций.
  • Контактоустанавливающей функции, где язык помогает установить контакт между людьми.

Особенности вербальных средств общения

Речевая деятельность представляет собой ситуацию, в которой для коммуникации с другими людьми используется язык. Есть несколько видов средств вербального общения: говорение (язык используется в сообщении), слушание (происходит восприятие содержания звучащей речи), письмо (речь фиксируется на бумаге), чтение (информация на бумаге воспринимается).

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с формой существования языка общение классифицируется на устное и письменное, а в зависимости от числа участников — на межличностное и массовое. Любые языки не обладают однородностью, существуя в разнообразных формах. С позиции социального и культурного статуса различают литературную и нелитературную форму языка.

Замечание 1

Литературная форма языка (литературный язык) выступает в качестве образцовой формы. Основным признаком литературного языка считается существование и использование устойчивых норм.

Литературный язык обладает 2 формами: устной и письменной. Первая из них представлена звучащей речью, а вторая заключается в графическом оформлении. Изначальной считается устная форма речи. В состав нелитературных форм языка включены просторечие, территориальный и социальный диалект.

Особенности невербальных средств общения

В психологии активности и поведения особую роль играют средства невербального общения, в котором в качестве инструментов передачи информации выступают несловесные знаки (поза, мимика, интонация, взгляд, жесты, пространственное расположение и т.д.).

Основным невербальным средством общения является кинестика в виде внешнего проявления человеческих чувств и эмоций. К ней относятся:

  • Мимика,
  • Пантомимика,
  • Жесты.

Жесты представляют собой различные движения руками и головой. Язык жестов является одним из древнейших способом достижения взаимопонимания. В разные эпохи истории у народов были свои общепринятые способы жестикуляции. Сегодня ученые даже предпринимают попытки сформировать словари жестов.

Об информации, которую несет жестикуляция, известно достаточно много. В первую очередь, важность представляет количество жестикуляции. У разных народностей происходила выработка и появление естественных форм выражения чувств (сила, частота жестикуляции в соответствии с культурными нормами).

Интенсивность жестикуляции, как правило, растет вместе с ростом эмоционального возбуждения человека, а также при появлении желания достичь более полного понимания между партнерами (особенно в случае затрудненного общения). Конкретный посыл отдельных жестов различается в разных культурах, но во всех из них присутствуют похожие жесты.

Жесты могут быть коммуникативными (приветствие, прощание, привлечение внимания, запрет, утверждение, вопрос, отрицание), модальными (выражают оценку и отношение), описательными (обладают смыслом лишь в контексте речевого высказывания).

Замечание 2

Мимика представляет собой движения мышц лица. Она является основным показателем чувств человека. Исследователи выяснили, что, если лицо человека неподвижно, то происходит потеря 10 – 15 % информации. В литературе отмечено существование более 20000 описаний выражений лица.

Главная характеристика мимики представлена ее целостностью и динамичностью. Это значит, что в мимическом выражении лица проявляются 6 базовых эмоций (радость, гнев, страх, печаль, удивление, отвращение). В этом процессе любое движение мышц лица скоординировано. Основные сведения в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт — это важный элемент общения. Взгляд означает не только заинтересованность, он может помочь сосредоточить внимание на том, что говорит собеседник. Общающиеся люди, как правило, смотрят в глаза друг другу не более десяти секунд. Если на человека смотрят мало, то он может начать думать, что нему плохо относятся.

В соответствии со спецификой взгляд может быть деловой (фиксируется в районе лба), социальный (треугольник между глазами и ртом), интимным (направлен не в глаза, а ниже лица, до уровня груди).

Пантомимика включает такие аспекты невербального общения, как походка, позы, осанка, общую моторику всего тела. Походка представляет собой стиль передвижения, включающий ритм, динамику шагов, амплитуду переноса тела в ходе движения, массу тела. По походке человека судят о его самочувствии, возрасте, характере.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис