Составляющие уровней общения
Психология общения ‒ одно из наиболее быстроразвивающихся направлений в психологии, и в этом нет ничего удивительного, ведь коммуникация ‒ необходимая часть жизни человека. Общение с сослуживцами, руководством, близкими людьми, приятелями, случайными или знакомыми собеседниками ‒ часть ежедневной жизни.
Нужно сказать, что общение весьма разнообразно. Выделяют множество его стилей, видов, типов и уровней.
Уровень общения характеризуют следующие составляющие:
Способность выражать мысли. Для того чтобы логично и понятно высказываться, необходимо располагать богатым словарным запасом. Присутствие в речи слов-паразитов, нецензурной брани и длинных пауз говорит о плохо сформированной способности четко объясняться.Пополнить словарный запас совершенно не сложно - для этого необходимо больше читать и чаще общаться с людьми, которые следят за грамотностью своей речи.
Подход к общению. Имеет большое значение не просто формулировать мысли словами, но и концентрировать внимание на то, понимает ли смысл произносимых слов собеседник. Манеру и стиль нужно подстраивать так, чтобы они были уместны. От этого зависит восприятие речи и то, будет ли она воспринята. Когда к собеседнику обращаются на понятном ему языке, он чувствует заинтересованность в общении и уважение его личности.
Темп речи. В одних случаях будет уместно говорить быстро, в других – придерживаться медленного темпа. Идеальный вариант – вести повествование в размеренном темпе, ровно, придерживаясь среднего темпа говорения, так, чтобы все слова были четко слышны, то есть произносить в среднем два слова в секунду. В таком случае мысли не будут опережать слова и речь будет наиболее красивой.
Уровни общения в психологии
Одна из самых интересных, популярных и полных систематизаций уровней общения была предложена в 1996 году психиатром и писателем А.Б. Добровичем. Он определил семь уровней общения. За основу классификации автор взял этическую сторону общения и «этическую безупречность» собеседников.
Примитивный уровень. Самый низкий уровень общения. В случае примитивного уровня партнер рассматривается не как собеседник, а как предмет, который может быть необходимым и им нужно овладеть, либо мешающим и тогда его необходимо оттолкнуть. Собеседник настраивает контакт, не отдельно тревожась, воспримут его правильно и адекватно. Нетрезвый человек без особого стеснения в автобусе рассказывает все незнакомому ему человеку. Собеседник предпочитает в большинстве случаев говорить, чем слушать, он не беспокоится о рождении необходимых чувств у окружающих. Аналогичное общение также можно наблюдать, когда необходимо иметь дело с системой бюрократии или с неучтивым консультантом.
Манипулятивный уровень. Для человека, который придерживается этого уровня общения (т. е. манипулятора) партнер выступает соперником в игре, которую, безусловно, необходимо выиграть. При этом выигрыш всегда означает выгоду: если не житейскую или материальную, то хотя бы психологическую. Манипулятором всегда двигают меркантильные интересы. Собеседник на данном уровне общения воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей, такой уровень общения – обязательная часть многих профессий (работники дипломатической сферы, менеджер по продажам). Часто манипуляция используется и в быту.
Стандартизированный уровень или «контакт масок». Подобное общение выступает как поверхностное, формальное и стандартное. На данном уровне люди общаются, в сущности, не общаясь, так как прячутся за «маской» – обусловленной ролью. Совершается контакт не личностей, а масок. Настоящего общения не возникает. Встречаясь с партнером в маске, мы неосознанно чувствуем ее, и сами тоже вынужденно надеваем маску. Потому часто после такой беседы остается неприятное чувство: искусственности, скрытности, равнодушия ‒ все это оставляет тяжелый осадок.
Конвенциональный уровень. На этом уровне люди взаимодействуют культурно и этично. У собеседников присутствует потребность и желание общаться. Здесь позиция общения не «снизу» или «сверху, а «рядом», потому подобное общение уже можно именовать цивилизованным полноценным общением между людьми. На данном уровне зачастую общаются люди в деловой сфере. С родными и близкими людьми также было бы правильно уметь общаться на конвенциональном уровне. Всегда важно уметь выслушать партнера, постараться понять его и попробовать отыскать компромисс. Данный уровень значительно лучше примитивного, стандартизированного или манипулятивного.
Игровой уровень. Общение на представленном уровне обладает небольшим оттенком неформальности, несерьёзности, игры. Так общаются хорошие друзья и приятели. Игровое общение характерно также женщинам и мужчинам, когда они флиртуют друг с другом. При подобном уровне общения весьма уместны многие шутки, и важно иметь чувство юмора, так как разговор ведётся в особенной форме.
Деловой. В данном случае люди порой прекращают думать о том, как они выглядят, как они воспринимаются, оттого что на первом месте ‒ дело. «Я» человека отложено на второй план, это надличное общение. И хотя личности на принимаются во внимание, люди объединены ‒ общим делом, проблемой, заботой, поиском истины. Парадокс в том, что, общаясь на надличном, деловом уровне, люди выносят из контактов не только зримые результаты общей работы, но также особенно стойкие чувства взаимной привязанности, доверия или же антипатии друг к другу, которые невозможно устранить.
Духовный уровень – высший уровень душевного родства общения. Духовность рассматривается как глубина диалогического понимания людей друг в друга. На этом уровне общения господствует свобода самовыражения, абсолютное принятие личности собеседника и раскрытие души. Люди, которые духовно друг другу близкие, говорят неспешно, приглушенно, вдумчиво и способны беседовать весьма долго. На данном уровне один человек может закончить фразу, которая сказана другим собеседником, «читать» его мысли, не утрачивая собственной идентичности «сливается» с партнером.
Таким образом, культура общения обусловливается эмоциональным, интеллектуальным, нравственным уровнями формирования личности, а также тем, растет ли человек как личность, остановился он в формировании или деградирует.