Управленческая психология – это отрасль психологии, которая занимается исследованием управленческой деятельности, а также свойств и качеств личности, необходимых для ее успешного осуществления.
Задачи управленческой психологии
Основная задача управленческой психологии состоит в проведении анализа психологических условий и особенностей управления. Это необходимо для увеличения эффективности и качества работы в системе управления.
Реализация процесса управления осуществляется в деятельности руководителя. В этой сфере управленческая психология выделяет несколько моментов:
- диагностику и прогнозирование состояний и изменений управленческих подсистем;
- составление программы деятельности подчиненных, которая направлена на изменение состояния управляемых объектов в заданном направлении;
- исполнение решений.
В личности руководителя наука выделяет его управленческие потребности и способности и индивидуальную управленческую концепцию, которая включает сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принимаемые личностью управленческие правила (принципы).
Управленческая психология занимается исследованием управляющей подсистемы, которая чаще всего представлена совместной деятельностью больших групп руководителей, связанных между собой по иерархии.
Практическая реализация разработок в этом направлении происходит в виде формирования диагностического инструментария. В этом процессе разрабатываются активные методы подготовки руководства, развивается управленческое консультирование (в первую очередь, в области проблем профессионального развития), создается резерв выдвижения на руководящие должности.
Предмет, объект и базовые понятия психологии управления
Управление представляет собой творческий процесс, при этом менеджеры должны учиться проводить анализ конкретных ситуаций, делая из него правильные выводы. В качестве объекта изучения управленческой психологии выступают люди, которые вступают в юридическом и финансовом отношении в различные организационные системы управления.
Предмет исследования в управленческой психологии представлен психологическими аспектами, факторами и механизмом функционирования управляющей и управляемой подсистем. Все это способно определять эффективную работу организации.
Чаще всего предмет управленческой психологии делят на 4 основные области:
- Психологические закономерности управления;
- Психологические закономерности субъекта управления;
- Основные аспекты взаимодействия подчиненных и руководителя;
- Психологические закономерности субъектов и самой управляемой подсистемы.
В состав базовых категорий психологии управления входят понятия «управление», «организация», «управленческая функция».
Организация представляет собой взаимно упорядоченное, дифференцируемое объединение индивидов (групп индивидов), которое действует на основе общих программ, целей, интересов.
Принято выделять формальные и неформальные организации. Первая из них обладает административно-юридическим статусом, ее участники выполняют определенные функции, придерживаясь при этом принятых норм поведения. Неформальная организация представлена общностью людей, которая сплачивается на основе личного выбора и непосредственных контактов.
Управление является целенаправленным воздействием на определенный объект. Организации могут обладать разным количеством уровней управления. Чаще всего рассматривают 3 уровня: высшее звено, среднее звено, низовое звено.
Разные типы управленческих действий принято называть функциями управления. Они должны давать ответ на вопрос: «Что делает руководитель?»
Среди всех управленческих функций выделяются производственные и социально-психологические функции.
В состав производственных функций входит планирование работы и организация деятельности подчиненных, координация их деятельности; обеспечение роста производительности труда и поддержка трудовой дисциплины; контроль, оценка и коррекция работы и действий подчиненных.
Основные принципы и методы управленческой психологии
Принцип представляет собой способ осуществления управленческих действий. Это могут быть правила, по которым происходит реализация такой деятельности. Управление организацией чаще всего выстраивается на нескольких базовых принципах:
- Соответствие человека структуре,
- Единоначалие,
- Специальное управление,
- Диапазон управления,
- Принцип вознаграждения,
- Вертикальное ограничение иерархии,
- Делегирование полномочий и соотношение,
- Подчинение индивидуальных интересов общей цели.
В качестве науки управленческая психология опирается на несколько психологических методов, главными из которых считаются эксперимент и наблюдение.
В соответствии со своим характером и сутью наблюдение считается сложным объективным психологическим процессом отражения действительности. Его сложность обусловлена тем, что оно осуществляется в естественной обстановке работы компании, где место и роль исследователя в качестве наблюдателя способно оказывать некоторое воздействие на наблюдаемых. С другой стороны, влияние оказывается и на подбор и обобщение информации. Помимо этого, чаще всего исследователь играет пассивную роль, так как лишь занимается фиксацией проявившегося мнения (отношения) человека к процессу, факту или явлению.
Эксперимент можно включить в состав самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Его проведение предполагает получение уникальной информации, добыть которую с помощью других методов не представляется возможным.
Так, для роста производительности труда в компании часто принимают решение использовать новые формы морального и материального стимулирования. Тем не менее, остается не проясненным вопрос, сможет ли этот шаг привести к желаемому результату или, напротив, приведет к отрицательным последствиям (например, снизится эффект применения более ранних и уже устоявшихся форм поощрения за добросовестный труд). В этой ситуации руководство может использовать эксперимент, который способен в силу своих возможностей как бы «проиграть» некоторую ситуацию, «выдав» ценные сведения.
Основная цель осуществления эксперимента состоит в проверке гипотез, результаты которых могут напрямую выйти на практику в ходе принятия различных управленческих решений.