Подходы к личности в отечественной психологии
Подходы к пониманию личности и её развития в отечественной психологии связаны с именами таких ученых Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.В. Мясищев, Д.Н. Узнадзе и многие другие. Б.Г. Ананьев рассматривает личность в единстве четырех сторон – биологический вид, индивид в онтогенезе, личность, часть человечества.
Как субъект жизненного пути и субъект деятельности рассматривает личность К.А. Абульханова-Славская. Основу становления личности считает она, составляют такие качества, как активность, социальное мышление, способность к организации времени.
А.В. Петровский и А.Н. Леонтьев понимают личность как целостную систему внутренних условий. В личности они выделяют компоненты разной меры общности и устойчивости.
Личность имеет динамическую функциональную структуру, считает К.К. Платонов. К элементам этой структуры он относит направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства.
Личность по Д.Н. Узнадзе это целостное и духовное образование, с мотивами и поступками, которые могут носить и неосознанный характер.
Согласно подходу Д.И. Фельдштейна в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости.
У В.В. Мясищева ядро личности рассматривается как система её отношений к внешнему миру и самому себе. Формируется она под воздействием отражения окружающей действительности сознанием человека.
Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день какой-то общепринятой классификации в подходах к личности не существует.
Подходы к личности в зарубежной психологии
В зарубежной психологии личность изучалась с разных точек зрения и разных подходов. Среди них можно выделить такие подходы:
- Биогенетический подход. В основу развития личности этот подход ставит биологическое созревание организма. Особенно ярко биологизм выступает в работах Фрейда и Адлера, суть которого состоит в том, что развивающаяся личность потенциально патологична – невротична и закомплексована;
- Социогенетический подход. Человек как биологическая особь личностью становится благодаря воздействию социальных условий жизни. При этом общение, психологическое взаимопонимание имеют решающее значение. Влияние на личность экономико-политических отношений не учитывается.
- Психогенетический подход. На первом плане находятся собственно психические процессы, их развитие. Подход не отрицает ни биологии, ни среды. В нем выделяют три течения:
Очень популярна в зарубежной психологии теория ролей. Суть её сводится к тому, что в жизни каждый человек играет какую-то роль ему предназначенную;
- Концепции, предпочитающие развитие познавательных сторон интеллекта;
- Концепции, в центре внимания которых стоит развитие психики-инстинкт-навык-интеллект;
- Концепции, объясняющие поведение через влечения и другие внерациональные компоненты психики – психодинамическая концепция Э.Эриксона.
В теории изучения личности в истории зарубежной психологии выделяют направления:
- Психоанализ;
- Бихевиоризм;
- Гуманистическая теория личности;
- Гештальтпсихология.
Структура личности по С.Л. Рубинштейну
Модель структуры личности, предложенная Рубинштейном, состоит из трех основных компонентов, которые мы и рассмотрим. Сама модель или схема этой структуры показана на рисунке.
Рис. 1. Структура личности (по С.Л. Рубинштейну)
Направленность личности
Под направленностью личности понимается психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки, цели жизни и деятельности. Направленность личности всегда социально обусловлена, формируется в процессе воспитания и включает в себя несколько иерархически связанных форм. Все формы являются мотивами её деятельности.
К.К.Платонов к основным формам направленности личности относит:
- Мировоззрение. Система взглядов человека на объективную реальность;
- Убеждение. Осознанные потребности личности, лежащие в основе взглядов, принципов, мировоззрения, в соответствии с которыми человек поступает так, а не иначе;
- Идеал. Образ, на который личность ориентируется в плане самовоспитания;
- Интересы. Познавательная и специфическая направленность на предметы;
- Склонности. Избирательная направленность на какую-либо деятельность, которой бы индивид хотел заниматься;
- Желания. Состояние мотивации – потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения;
- Влечения. Недостаточно осознанная потребность, но побуждающая к деятельности.
Общей характеристикой живых существ является активность, благодаря которой поддерживается жизненно значимая связь с окружающим миром. Источником этой активности выступают потребности человека, которые имеют общественный и личный характер.
Классификация потребностей
Потребности различают по происхождению и по предмету:
- Потребности по происхождению:
- Естественные. Они связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства, неудовлетворение которыми приводит к гибели человека и вырождению потомства;
- Культурные потребности. Корни этих потребностей лежат в границах истории человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры. Неудовлетворение этими потребностями, конечно, не вызовет смерть физическую, но приведет к смерти социальной;
- Материальные потребности. Они определяют зависимость человека От предметов материальной культуры – потребность в жилище, одежде, предметах быта и др.
- Духовные потребности. Они определяют зависимость человека от продуктов общественного сознания – потребность получать информацию, слушать музыку, посещать театры и др.
Удовлетворение духовных потребностей без удовлетворения материальных невозможно. А естественная по происхождению потребность, в свою очередь, может быть материальной по предмету. Точно также культурная по происхождению потребность может быть по предмету либо материальной, либо духовной.
Человек ищет возможности, чтобы удовлетворить возникающие потребности, а это можно осуществить только в активности, духовной или физической деятельности. Мотив выступает промежуточным средством удовлетворения потребности и представляет материальный или идеальный предмет, ради которого деятельность осуществляется. Совокупность мотивов называется мотивацией.
Выделяют следующие виды мотивов:
- По содержанию потребностей:
- Биологические мотивы. Это, прежде всего, желания, влечения человека, отражающие его биологические потребности;
- Социальные мотивы. К ним относятся идеалы, интересы, убеждения личности;
- Мотив достижения. Он проявляется как устойчивое стремление личности достичь в деятельности самых высоких результатов;
- Мотив избегания. Выбор либо самой легкой цели, гарантирующей успех, либо очень трудной, при этом неуспех будет восприниматься как следствие обстоятельств, не зависящих от личности;
- Мотив аффилиации. Стремление личности наладить эмоциональные, добрые отношения с людьми;
- Мотив отвергания. Боязнь быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми;
- Мотив власти. Стремление побудить других людей поступать в соответствии со своими потребностями и интересами.
- Предметные мотивы. Как правило, они устойчивы для личности и проявляются в разных видах деятельности и различных ситуациях. В этом качестве они становятся атрибутами личности, т.е. сущностными особенностями;
- Функциональные мотивы. Проявляются в конкретных видах деятельности – В учебной, профессиональной, общественно-политической и др.
- Осознаваемые мотивы. Эти мотивы определяют жизненные цели, направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. Человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К этим мотивам относятся интересы, убеждения, мировоззрение личности.