Теория личности
В классовой структуре общества той или иной эпохи личность занимает определенное положение. Помимо этого личность всегда определяется характеристикой её движения, семейной структурой, положением в этой структуре, национальной принадлежностью человека как личности.
Под теорией личности понимается совокупность гипотез или предложений о природе и механизмах развития личности, которые пытаются не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Теория личности должна ответить на основные вопросы:
- Врожденный или приобретенный характер имеют главные источники развития личности?
- Наиболее важный возрастной период для формирования личности.
- Сознательные или бессознательные процессы доминируют в структуре личности?
- Какова степень осуществления контроля человека над своим поведением?
- Субъективен или объективен внутренний мир человека?
На поставленные выше вопросы каждый психолог придерживается определенных ответов. Сложилось несколько устойчивых комбинаций таких ответов или теорий личности. Среди них выделяют: психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную, диспозициальную теории личности. Каждая из этих теорий дает возможность построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей умозрительны и только диспозициальные модели построены с использованием современных математических методов.
Рассмотрим некоторые из этих моделей и в рамках каждого подхода попробуем ответить на вопрос – почему одни люди более агрессивны, чем другие? В сущности, любая теория должна быть готова рассмотреть любые поведенческие феномены, которые обладают важностью для индивида.
Диспозиционная теория личности
Теория, предложенная Г.У. Оллпортом, определяет личность как реальную сущность каждого человека. Личность, считает ученый, это то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. Личность постоянно эволюционирует, не являясь статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру. Личность строится наряду с интеллектом и физической конституцией из первичного генетического материала, к которому относится темперамент.
Характер является этическим понятием и, по мнению Оллпорта, – это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер. Личностные черты он считает важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они отличаются друг от друга в своем поведении. Чертой он называет предрасположенность вести себя в широком диапазоне ситуаций сходным образом. В эти ситуации личность чаще всего и стремится попасть. Черты в поздних его работах получили название диспозиций:
- Кардинальные диспозиции. Этой экспозицией или главной страстью обладают немногие люди. Эта диспозиция в высшей степени генерализованная, пронизывающая поведение и к её влиянию можно свести все поступки человека. К людям с такой диспозицией относились Дон Жуан, Жанна дАрк, Альберт Швейцер и др.
- Центральные диспозиции. Они представляют такие тенденции в поведении человека, которые легко могут обнаружить окружающие – пунктуальность, внимательность, ответственность. Эти диспозиции являются строительными блоками индивидуальности.
- Вторичные диспозиции. Они не так заметны, менее устойчивы и имеют менее обобщенные черты, например, предпочтения в еде, одежде и др.
Личность предполагает единство, интеграцию всех структурных элементов индивидуальности, а не набор разрозненных диспозиций. Созревание человека, считает Оллпорт, это непрерывный процесс становления, продолжающийся всю жизнь.
Зрелый человек характеризуется такими чертами:
- Наличие широких границ «Я»;
- Способность к теплым, сердечным социальным отношениям;
- Демонстрация эмоциональной неозабоченности и самопринятия;
- Наличие здорового чувства реальности;
- Способность к самопознанию и чувство юмора;
- Наличие цельной жизненной философии.
Теория Г.У. Оллпорта достаточно популярна у практикующих клинических психологов и психоаналитиков.
Теория личности Д.П. Гилфорда
Данная теория изложена в книге «Личность» (1959). По мнению ученого для измерения индивидуальных различий, включая интеллект и креативность, единственно адекватными являются факторно-аналитические исследования черт личности. Личность он рассматривает как иерархическую структуру черт от широких типов на вершине к специфическим действиям на нижнем уровне, выделяя три сферы: сферу способностей, темперамента, гормическую сферу. Каждый фактор рассматривается как более общая функция, которая проявляется в поведении. В области способностей он создал факторную модель «структуры интеллекта». Пользуясь своим методом факторно-аналитического исследования, он выделил несколько различных личностных факторов. Они стали основанием для разработки опросника «Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману» (1949).
Известны работы Д.П. Гилфорда в области интеллекта, креативности, статистических и психометрических методов.
Углубляя и дополняя друг друга, все факторные теории личности стали вкладом в область теоретической и прикладной психодиагностики личности.
Психодинамическая теория личности
Психодинамическая теория личности известна под названием «Классический психоанализ», основоположником и автором которой является австрийский ученый З. Фрейд. Главным источником развития личности, по его мнению, являются врожденные биологические факторы – инстинкты или по другому либидо – общая биологическая энергия, направленная на продолжение рода и на разрушение.
В течение первых шести лет жизни идет формирование личности. В структуре личности доминирует бессознательное. Человеком не осознаются сексуальные и агрессивные влечения.
З.Фрейд утверждал, что никакой свободой воли личность не обладает и поведение человека полностью детерминировано сексуальными и агрессивными мотивами. В рамках данного подхода внутренний мир личности полностью субъективен. Находясь в плену собственного внутреннего мира, человек скрывает истинное содержание мотива за «фасадом» поведения. Более ли менее точную информацию о личности человека могут дать специальные методы, обмолвки, описки, сновидения.
Психологические свойства отдельных «элементов» личности называют чертами характера, которые формируются в раннем детстве:
- На первой фазе развития. Например, резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью от рождения до 1,5 лет, формирует у ребенка недоверие, сверхнезависимость и, наоборот, сверхзависимость;
- На второй фазе развития от 1,5- 3-х лет. Процесс обучения туалетным навыкам и грубое наказание ребенка, порождает такие свойства характера как жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение в этом случае приводит к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности;
- Третья фаза развития ребенка самая важная от 3-6 лет. У мальчиков в это время происходит формирование «комплекса Эдипа», а у девочек формируется «комплекс Электры». Мальчик ненавидит отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения (к матери). У мальчика появляется агрессивный характер, незаконопослушное поведение, неприятие семейных и социальных нормативов, т.е. все, что символизирует отец. Комплекс Электры связан с неприятием матери и, наоборот, тяга к отцу. В отношениях между дочерью и матерью возникает отчуждение.
З.Фрейд выделяет три инстанции личности:
- Ид («оно»). Функционирует ид в соответствии с принципом удовольствия и является главной структурой личности. Эта структура состоит из бессознательных побуждений;
- Эго («я»). Это структура, которая призвана обслуживать ид и представляет собой совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики. Это все знания человека о реальном мире. Эго функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго;
- Суперэго («сверх-я»). Данная структура содержит социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором человек живет.
Все три инстанции из-за ограниченного объема либидо, ведут постоянную борьбу за психологическую энергию. Психологические проблемы и заболевания могут появиться из-за сильных конфликтов, для снятия, напряженности которых личность вырабатывает специальные «защитные механизмы». Они функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. К некоторым защитным механизмам относятся:
- Вытеснение. Мысли и чувства, причиняющие страдание переводятся в подсознание;
- Проекция. Неприемлемые собственные мысли и чувства приписываются другим людям;
- Замещение. Переадресовка агрессии от более угрожающего к менее угрожающему;
- Реактивное образование. Подавление неприемлемых побуждений;
- Сублимация. Замена неприемлемых побуждений на социально приемлемые формы поведения с целью адаптации.
Свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве, есть у каждого человека.
Психодинамическая теория личности представляет собой с одной стороны систему сексуальных и агрессивных мотивов, а с другой стороны – систему защитных механизмов. Структура личности – это индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных инстанций, защитных механизмов.