Истоки гуманистической альтернативы
В гуманистической психологии находятся истоки альтернативности личностного подхода к воспитанию. Её основателями являются А. Маслоу, Ш. Бюллер, К. Роджерс:
- А. Маслоу (1908-1970). Ученый разработал стратегию целостного анализа высших сущностных проявлений человека, таких как любовь, творчество, высшие ценности и др. Он считал, что в основе личности лежит мотивационная сфера. Именно она движет человека, делает его личностью. Взаимоподчиненные потребности – физиологическая потребность в безопасности, любви, уважении – образуют эту сферу, высшее место в которой занимает потребность в самоактуализации. Человек стремится к реализации своего потенциала способностей для того, чтобы стать тем, кем он хочет стать. Самоактуализация по своей сути есть стремление к самоутверждению за счет проявления личностных функций – рефлексии, коллизийности, мотивации, опосредования, создания собственной картины мира и др. Являясь примером нормального развития, самоактуализирующиеся личности максимально полно воплощают человеческую сущность;
- Ш. Бюллер (1893-1974). По мнению ученой, главной движущей силой развития личности, является потребность личности в самоосуществлении. Ею был разработан «коэффициент развития», который привнес гуманистическую направленность в исследования возрастных особенностей личности. Ш. Бюллер считает, что жизнь человека характеризуют четыре сосуществующие базисные тенденции:
- Удовлетворение потребностей;
- Адаптивное самоограничение;
- Творческая экспансия;
- Установление внутренней гармонии.
В различные периоды жизни личности самоосуществление возможно в рамках любой из этих тенденций. Ценностные ориентации сконцентрированы вокруг идеи уникальности жизненного пути, направленности на реализацию цели, смыслов и ценностей. При этом Ш. Бюллер считает, что интеграция активности осуществляется личностью без участия сознания, потому что изначально личность рассматривается как данное духовное образование;
- Информационное обучение. Оно обеспечивает простое знание фактов;
- Значимое учение. Дает действенные знания обучающимся, которые необходимы для самоизменения и саморазвития. Значимое учение это и есть личностно-ориентированное обучение, помогающее человеку быть личностью.
К. Роджерс считает, что источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке, а отсюда главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь человеку понять себя, разобраться в проблемах и мобилизовать внутренние силы на их решение и саморазвитие.
Гуманно-личностный подход в образовании Ш.А. Амонашвили
На принципах гуманно-личностной педагогики основана «Школа жизни» Ш.А. Амонашвили, в которой выделяется шесть особенностей образовательного процесса:
- Первая особенность. Внутренняя преемственность созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя. Возможности безграничного развития закладывает природа в ребенка, а школа берет ответственность продолжить это дело и сотворить человека благородного;
- Вторая особенность. Целостность образовательного процесса в гуманной школе понимается как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее;
- Третья особенность. Она касается урока, а он рассматривается как ведущая форма жизни детей. Сотрудничество с учителем и другими детьми обеспечивает благополучие жизни ребенка на уроке;
- Четвертая особенность. Она касается педагогического процесса и состоит в сотруднических взаимоотношениях педагога с детьми, которые становятся его естественным качеством;
- Пятая особенность проявляется в способности детей к оценочной деятельности при упразднении школьных отметок. Это залог успехов в учении;
- Шестая особенность «Школы жизни» состоит в особой, гуманной миссии учителя. Любовь и преданность каждому ребенку, чувство глубокой ответственности перед их судьбами, понимание каждого ребенка.
Фундаментальным достижением теории и практики гуманистической педагогики является личностно-гуманный подход к ребенку. Педагогическая работа Ш.А. Амонашвили привела его к убеждению в том, что есть два подхода в решении задач образования:
- Императивный подход обучение приобретает, когда строится без учета личностных особенностей и потребностей ребенка. При таком подходе учитель уверен, что ребенка необходимо принудить к учению строгими требованиями;
- Гуманный подход основан не на принуждении, а на добровольном, собственном желании и свободном выборе. Воспитатель подходит к детям как самостоятельным субъектам учения, которые имеют свой личностный смысл, личностную значимость учения. Именно на них надо опираться в педагогическом процессе и помочь ребенку его обрести.
Основные черты гуманистической парадигмы образования
Культурные образцы педагогической практики дают возможность назвать некоторые черты гуманистической парадигмы образования:
- Основная черта заключается в особом отношении к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека;
- Главная задача школы – признание умственного развития, физического, нравственного, эстетического развития. Главным результатом школы должно стать становление уникальной индивидуальности ребенка;
- Когнитивный, креативный, эстетический компонент содержания образования должны быть в единстве и взаимодействии;
- Каждая образовательная система в результате творческого поиска находит собственное содержание, методы, средства воспитания и обучения;
- Гуманистическое направление в образовании подразумевает творчество и свободу не только педагогов, но и учащихся.
В любой гуманистической модели должна быть создана культурно-воспитательная среда со свободным выбором способов творческой самореализации, осуществлением социально-педагогической защиты и поддержки каждого ребенка. Утверждая, что все зависит от собственных усилий и активности, гуманистическая педагогика устремлена в будущее. Она опирается на силу разума и утверждает приоритет сознания над бытием.
Как альтернатива, гуманизация образования включает статичный, безличностный подход к человеку и создает предпосылки для возникновения в её контексте личностно-ориентированных моделей образования.
Основные положения гуманистической психологии
Объектом изучения гуманистической психологии стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье и др. Её основными положениями стало следующее:
- Человек, хотя бытие имеет предел, обладает свободой и независимостью для её реализации;
- Экзистенциальное состояние и субъективно переживаемый опыт человека являются важным источником информации;
- Природа человека всегда стремится к беспрерывному развитию, поэтому никогда не может быть полностью определена;
- В виду того, что человек един и целостен, в его психике нельзя разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль;
- Исходя из уникальности человека, анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
- Неотъемлемая часть природы человека – его самореализация;
- Как активное творческое начало человек устремлен в будущее.
Исходя из положений гуманистической психологии, можно назвать нравственные жизненные принципы:
- Человек не орудие бессознательного и не раб сформировавшихся привычек, он ответствен за свои поступки;
- Взаимное признание и уважение опыта переживаний друг друга должны стать основой отношений между людьми;
- Каждый человек должен ощущать себя в настоящем – здесь и теперь.