Развитие психологии личности в России
Развитие психологии личности в России проходило на протяжении четырех периодов:
- Первый период охватывает последнее десятилетие XIX века и 20-е годы XX века. Для этого периода существенным и характерным было появление самой идеи личности. Личность и превращение человека в личность рассматривалось как идеальная модель, социально желаемый итог его развития. Постепенно идея личности трансформируется в идею всесторонне развитой личности. Намечаются пути и средства её формирования, проблематика личности только прорисовывается. Для первого периода развития личности будут характерны:
- Общефилософский подход;
- Недифференцированность теоретических подходов;
- Начало экспериментального изучения;
- Невостребованность социальной практикой психологических знаний о личности.
Структура личности в отечественной психологии
Такие ученые отечественной психологии как А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, В.А. Крутецкий, А.И. Щербаков предпринимали ряд попыток представить структуру личности. Структуру личности, как наиболее обоснованную и развернутую, предложил К.К. Платонов. В его функциональной структуре содержится как координационный, так и субординационный принципы построения. Он выделяет в своей структуре четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:
- Направленность личности. Подструктура объединяет качества направленности и отношения личности, которые проявляются как моральные черты. В своем большинстве черты личности, входящие в эту подструктуру непосредственных врожденных задатков не имеют. Подструктура включает в себя такие формы как влечения, желания, интересы, склонности и др. Формируется подструктура путем воспитания;
- Опыт. Подструктура объединяет знания, умения, навыки, привычки, приобретенные путем обучения в личном опыте. Иногда эту подструктуру называют индивидуальной культурой или подготовленностью;
- Индивидуальные особенности психических процессов. В ней объединяются индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций. Они принимают формы психического отражения – памяти, эмоций, ощущений. К ним же относится мышление, восприятие, чувства, воля;
- Биопсихические свойства. Подструктура объединяет такие свойства как темперамент, возрастные свойства личности и её патологические свойства. Свойства этой подструктуры больше зависят от физиологических особенностей мозга, а активность определяется основными свойствами нервной системы. Каждая из общих подструктур отражает определенный аспект изучения поведения личности – устойчивость проявления черт в различных видах деятельности.
А.В. Петровский и В.А. Петровский рассматривая личность в системе субъективных отношений, выделяют три типа атрибуции личностного бытия индивида:
- Первый аспект. Личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту;
- Второй аспект. Интериндивидная личностная атрибуция трактуется как способ понимания личности, когда сферой её определения и существования становится пространство межиндивидных связей;
- Третий аспект рассмотрения это метаиндивидная личностная атрибуция. Внимание здесь обращается на воздействие, которое индивид оказывает своей деятельностью на других людей.
Личность начинает восприниматься уже под другим углом зрения.
Важнейшие характеристики индивида предлагается искать не только в нем, но и в других людях. Личность в этом случае выступает в качестве идеальной представленности индивида в других. «Инобытие» индивида в других людях не является статичным отпечатком. Это своего рода активный процесс продолжения себя в другом. Вследствие этого личность обретает вторую жизнь в других людях. Со смертью индивида личность полностью не умирает, продолжаясь в других. Индивид, персонализированный в других, продолжает жить.
Потребность «быть личностью»
Человек упорядочивает свое существование, продолжая себя в других членах общества. Обеспечивая свое «инобытие» через активное участие в деятельности, индивид объективно формирует содержание своей потребности в персонализации. Она может выступать в мотивации достижения, притязаний на внимание, славу, дружбу и может или не может быть рефлектирована, осознана.
Условием формирования у других людей способности видеть в них личность, становится потребность индивида быть личностью. Она жизненно необходима для поддержания единства, общности, преемственности и, что особенно важно, установление доверия друг к другу. Надеяться на успех общего дела очень проблематично.
Выделяя себя как индивидуальность, таким образом, добиваясь дифференциальной оценки себя как личности, человек полагает себя в общности как необходимое условие её существования. Очевидной становится общественная необходимость персонализации. Эта необходимость на определенном этапе жизни общества выступает в виде ценностно закрепленных форм социальной потребности.
Этот процесс является благодетельным не только для общества в целом, он не менее благодетелен для каждого индивида. Осуществляя вклады в других людей посредством деятельности, щедро делясь своим бытием, индивид обеспечивает себе внимание, заботу, любовь и уважение. И понимать это узко прагматически не следует.
Очевидно, гипотетическая «социогенная потребность» быть личностью, реализуется в стремлении субъекта быть идеально представленным в других людях. Это, безусловно, предполагает поиск деятельностных средств продолжения себя в другом человеке.
Активность включения индивида в систему социальных связей обеспечивается потребностью «быть личностью», потребностью в персонализации. Посредством активного участия в совместной деятельности, включая чувства и волю других, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек удовлетворяет потребность в персонализации через обратную связь, получая информацию об успехе. Но, как известно, одни удовлетворенные потребности вызывают новые потребности, более высокого порядка и этот процесс не является конечным.