Тревожность — это склонность человека часто испытывать чувство сильной тревоги по самым незначительным поводам. Тревожность связана с эмоциональным дискомфортом, который обусловлен необоснованным предчувствием грозящей опасности.
Исследования тревожности
Тревожность связана с предчувствием опасности и переживанием эмоционального неблагополучия. Психологи рассматривают ее в качестве ожидания неблагополучия со стороны окружающих и устойчивого переживания беспокойства. Она представляет собой негативное эмоциональное состояние личности, которое характеризует высокая склонность к переживаниям и беспокойству.
Первый ученый, который сделал попытку объяснить природу тревожности, — З. Фрейд. Он трактовал ее как неопределенный страх, разграничив категории тревожности и страха. Страх он считал реакцией на какую-либо опасность, а тревогу определил в качестве реакции, возникающей при неизвестной угрозе.
Концепция Фрейда многократно пересматривалась и уточнялась, особенно в том, что касалось причин и функций тревожности. Автор теории считал, что для объяснения психической жизни людей феномен тревожности имеет большое значение.
Фрейдом тревожность определялась как переживание, которое возникало в виде сигнала предвидимой опасности. Ее содержание он трактовал как чувство беспомощности и неопределенности.
Принято рассматривать несколько базовых признака, присущих для тревожности:
- Чувство беспокойства и страха;
- Осознание переживания;
- Соматические реакции, которые соответствуют состоянию (например, усиленное сердцебиение).
Изначально предполагалось, что существует бессознательная тревожность, но в последующем сторонники психоанализа стали рассматривать ее в исследованиях, которые посвящены психологической защите. Так, Э. Фромм отмечал, что источник тревожности — это появление внутреннего беспокойства.
Причины возникновения и проявления тревожности у младших школьников
Младший школьный возраст — это стадия с 6-7 до 9-11 лет. В это время происходит изменение образа жизни ребенка. Ведущая деятельность младшего школьника — это учебная деятельность. В связи с этим появляются новые требования, возникает новая социальная роль ученика.
Эмоциональная сфера младшего школьника меняется с приходом в образовательное учреждение. Для дошкольного возраста было характерно бурное реагирование на многие ситуации. Это еще сохраняется у младших школьников, особенно у первоклассников, которые чувствительны и эмоционально отзывчивы к окружающему миру.
Тревожность младшего школьника связана с поступлением в школу. Этот процесс предполагает усвоение новых правил, вызывающих новые эмоциональные переживания. У ребенка усиливается напряжение, а новая социальная ситуация начинает выступать для него в качестве стрессогенного фактора.
В школе стандартизируются условия жизни и соответствующие личностные особенности (например, высокая чувствительность, низкий уровень самоконтроля, высокая возбудимость, непонимание норм и правил). Максимальное беспокойство в отношении школьной жизни испытывают первоклассники. Тревожность становится неотъемлемой составляющей адаптационного процесса, а посещение школы начинает представлять для ребенка принципиально новую форму организации жизни.
Младшие школьники зависят не только от мнения родителей и педагогов. Они обращают внимание на мнение сверстников. По этой причине возникает социальный страх. В школьном возрасте развиваются чувства, которые характеризуются большей осознанностью и мотивацией. В этом процессе меняется форма проявлений эмоций, включая их выражение в поведении.
В развитии личности растет роль формирующейся системы чувств. Именно на данной стадии можно говорить о появлении тревожности. Большую сложность для учащегося начальной школы представляет смена социальных отношений. Причины тревожности заключаются здесь в эмоциональной напряженности в связи со сменой окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни.
В качестве основных причин тревожности выступают:
- Особенности воспитания в семье;
- Школьная успеваемость;
- Отношения с учителями;
- Внутренние конфликты;
- Эмоциональный опыт.
Коррекция тревожности у младших школьников
Состояние тревожности трудно переносится младшим школьником по причине неясности и неопределенности источника угрозы. Он, испытывая это состояние, не способен защищаться или бороться, так как не понимает в чем источник возникновения. В случае возникновения тревоги включается целый ряд механизмов, с помощью которых данное состояние перерабатывается во что-то другое.
Над исследованием особенностей коррекции тревожности у младших школьников работали как зарубежные, так и отечественные ученые. Ими были разработаны различные методы и приемы, которые дают возможность минимизировать уровень тревожности. Самыми популярными из них считаются упражнения для мышечной релаксации.
Со школьниками, испытывающими тревожность, было предложено осуществлять коррекционную работу с помощью таких приемов, как «Улыбка» (цель метода состоит в расслаблении мышц лица), «Приятное воспоминание» (яркое представление ситуации, в которой человек испытывал расслабление).
Благодаря различным способам преодоления тревожности педагоги получают возможность работать с проблемными учениками прямо в ходе учебных занятий. А. М. Прихожан разработала методы коррекционной работы с тревожностью, описав деятельность в области психологического просвещения родителей и учителей. Она создала коррекционные программы для детей, которые поступают в школу, а также для школьников, переходящих из начальной школы в среднюю.
Для профилактики тревожности психологи рекомендуют включать младшего школьника в межличностные отношения со сверстниками, создавая при этом ситуации успеха.