Психологическое консультирование — это прикладная отрасль современной психологии, задача которой состоит в разработке теоретических основ и прикладных программ, предназначенных для оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с различными проблемами.
Цели и задачи психологического консультирования
Цели и задачи психологического консультирования в науке определяются по-разному. Это производится в соответствии с подходом к психологическому консультированию, в рамках которого специалисты предпочтут вести свою работу с клиентом. Общая цель психологического консультирования состоит в оказании психологической помощи. Это осуществляется в форме беседы с психологом, который помогает человеку решить его проблемы и наладить взаимоотношения с окружающими.
В отношении этой цели в науке рассматриваются следующие задачи, которые исследуются в ходе тренинга навыков психологического консультирования:
- Выслушать клиента;
- Оказать помощь в облегчении эмоционального состояния клиента;
- Помочь принять клиентом ответственности за то, что с ним происходит;
- Помощь психолога в определении того, что именно и каким образом можно поменять в сложившейся ситуации.
Еще одна цель психологического консультирования культурно-продуктивной личности клиента заключается в том, чтобы человек начал обладать чувством перспективы, действовать осознанно. У него должна появиться способность к разработке различных стратегий поведения и анализу ситуации с разных точек зрения.
Главной задачей психолога-консультанта является создание для нормального, психически здорового клиента условий, в которых он мог бы создать осознанные и нешаблонные способы действия. Это дает возможность ему действовать в зависимости от возможностей культуры.
Цель психологического консультирования можно считать достигнутой, когда у клиента появляются черты зрелой личности. Первоочередная задача состоит при этом в формировании таких черт у самого психолога-консультанта, что происходит благодаря тренингу навыков психологического консультирования.
Базовые навыки консультирования
Важные события в консультировании проходят на вербальном уровне. Сущность вербального поведения консультантов представлена способами его реагирования в ходе взаимодействия с клиентом. Они называются базовые навыки консультирования.
Основные навыки психологического консультирования разрабатываются с помощью специальных тренингов и включают:
- Умение задавать закрытые и открытые вопросы;
- Умение молчать (выслушивать) или пассивно слушать;
- Навык активного слушания, включая передачу содержания или перефразирование;
- Отражение чувств человека;
- Резюмирование содержания консультации;
- Резюмирование чувств.
Процесс получения информации о клиенте побуждает его к самоанализу. Для этого консультант должен использовать умело проведенный опрос. Вопросы могут быть закрытыми и открытыми. Первый тип вопросов используют с целью получения конкретных сведений. Как правило, они предполагают ответ, который включает 1-2 слова (например, подтверждение или отрицание).
Открытый тип вопросов не предполагает определенного ответа. Эти вопросы предназначены не столько для того, чтобы получить информацию о жизни клиента. Они позволяют обсудить чувства, исследовать мысли, ценности, поведение (так называемый внутренний мир клиента). Открытый тип вопросов расширяет и углубляет контакт; закрытые вопросы могут ограничивать его. Первый тип широко распахивают двери хорошим отношениям, второй тип, как правило, оставляет их закрытыми.
В тренинге навыков психологического консультирования также рассматривается несколько возможных способов, с помощью которых консультант может реагировать, поддерживать способности клиента выражать собственные мысли. Это должно свидетельствовать об интересе консультанта к словам клиента. Возможно, использование молчания в процессе консультативной беседы представляет собой один из самых существенных навыков специалиста.
Слушание — это еще одна основа консультативного процесса. Оно способствует установлению доверия между участниками, стимулирует активность клиента. Активный (рефлексивный) тип слушания помогает понять, что находится за соответствующим высказыванием человека.
Особенности подготовки психолога-консультанта
Профессиональная подготовка психологов-консультантов должна начинаться с получения ими общего высшего психологического образования. Этот образование состоит из получения знаний в области таких наук, как общая психология, социальная и педагогическая психология, психология развития, психофизиология, специальная психология, история психологии.
Еще нужно изучить дисциплины, которые связаны с познанием психологических составляющих видов деятельности, в которых психологу практически придется осуществлять консультирование. В частности, для этого необходимы знания в сфере медицинской психологии, психологии семьи и управления, детской психологии, экономической психологии и ряда второстепенных специальных дисциплин.
Тренинг навыков психологического консультирования предполагает получение знаний, которые требуются для выработки практических умений и навыков по осуществлению консультирования. Данные умения связаны с использованием психологических тестов (психодиагностикой), самим психологическим консультированием и, наконец, с психологической коррекцией.
Практика показала, что более половины всего, что в будущем потребуется психологу-консультанту, он получает не в стенах учебных заведений, а при ведении непосредственной деятельности. Там специалист тренирует навыки общения с разными клиентами, учится организовывать правильный фон для консультации. Опыт работы с навыками психологического консультирования может быть выработан только годами непрерывной практики и благодаря постоянному совершенствованию и интересу к профессии.