Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тест фрустрационных реакций Розенцвейга

Описание теста

Определение 1

Тест фрустрационных реакций Розенцвейга - это одна из наиболее популярных психодиагностических методик, которая занимает промежуточное положение между тестом ассоциации слов и тестом тематической апперцепции.

Данная методика предназначена для выявления реакций человека на ситуацию фрустрации, то есть невозможности удовлетворить значимую потребность, а также выявления способов преодоления тех препятствий, которые мешают ее удовлетворению.

Материал теста представляет собой набор из серии 24 картинок, на которых представлены персонажи в различных фрустрационных ситуациях. На каждом рисунке есть две области: на рисунке слева изображен персонаж, произносящий определенную реплику, а на рисунке справа рядом с персонажем имеется пустой квадрат для ответа, куда должен вписать реплику сам респондент.

Поэтому данная методика отчасти напоминает тест тематической апперцепции (ТАТ) в силу того, что в ней используются картинки, а также тест ассоциации слов, поскольку респонденту нужно продолжать реплику. Однако в данном тесте, в отличие от ТАТ, сами ситуации более однообразные и нацелены на получение более простых и незамысловатых ответов.

Таким образом, данная методика сохраняет и объективные черты теста ассоциаций и соприкасается с более глубокими аспектами личности, которые выявляются благодаря ТАТ.

Говоря о самих рисунках, по содержанию их можно разделить на 2 основные группы:

  • ситуации препятствия Я: в таких ситуациях есть какое-то препятствие (персонаж, предмет), которое сбивает с толку или останавливает субъекта любым прямым или косвенным способом. В данном тесте представлено 16 таких ситуаций;
  • ситуации препятствия сверх-Я: в таких ситуациях субъект становится объектом обвинений, его призывают к ответственности. В самом тесте таких ситуаций 8.

Между двумя этими типами ситуаций имеется связь: ситуации второго типа предполагают, что им уже предшествовала ситуация первого типа, где фрустратор был объектом фрустрации.

«Тест фрустрационных реакций Розенцвейга» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Инструкция по работе с методикой следующая: «Вам предложена серия рисунков, на каждом из которых изображены 2 и более человек. Один человек изображен всегда говорящим определенные слова, Вам необходимо написать в пустом месте квадрате первый пришедший на ум ответ».

Теоретические предпосылки создания теста

Саул Розенцвейг - американский психолог и психотерапевт, автор теории фрустрации. В 1934 году представил классификацию типов реакций на фрустрации, которую он собирался сделать базой для измерений проективных механизмов личности. Более законченные формы данная классификация приобрела в 1938 году.

С. Розенцвейг выделяет два типа фрустрации: первичная (лишение) - этот тип актуализируется, если у субъекта нет никаких возможностей для удовлетворения фрустрированной потребности; вторичная - этот тип характерен для ситуаций, в которых удовлетворение возможно, но существуют определенные препятствия.

Розенцвейг также выделяет два типа реакций на ситуацию фрустрации:

  • реакция продолжения потребности (возникает после любой фрустрации): основная цель в удовлетворении потребности тем или иным способом;
  • реакция защиты Я (возникает лишь в особых случаях угрозы для личности) - это более сложные формы реакций, которые зависят от многих факторов. Автор выделил 3 группы реакций, на основе которых и создал свой тест.

Реакции защиты Я могут быть:

  • экстрапунитивные: субъект обвиняет в лишении потребности других людей. Такому ответу сопутствуют эмоции гнева и раздражения;
  • интрапунитивные: субъект обвиняет сам себя, чему сопутствуют чувство вины, угрызения совести;
  • импунитивные: субъект склонен обесценивать и умалять значимость фрустрационной ситуации.

Реакции на фрустрации С. Розенцвейг предлагает рассматривать с разных сторон. Например, с точки зрения прямоты: в прямых реакциях ответ связан с фрустрирующей ситуацией и является продолжением неудовлетворенной потребности. Непрямые реакции содержат ответы, которые имеют заместительную или символическую форму.

Адекватность ответа также имеет важно значение. В реакция продолжения потребности выделяют: адаптивная персистенция (поведение продолжается вопреки препятствиям) и неадаптивная персистенция (поведение зациклено и неопределенно). В реакциях защиты Я также выделяют: адаптивный ответ (сообразно с актуальными обстоятельствами) и неадаптивный ответ (не оправдан существующими обстоятельствами).

Обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов сводится к оценке ответов, на основании которой выделяются профили и тенденции поведения в ситуации фрустрации.

Оценка ответов производится с двух точек зрения: направленность реакции (на других, на себя, обесценивание) и тип реакции (преодоление препятствия, защита эго, требование помощи других для разрешения ситуации).

Комбинируя эти 6 категорий получают 9 возможных счетных факторов оценки. Каждый ответ может быть оценен одним или двумя, реже тремя факторами оценки.

  1. Оценка ответа - присвоение определённого набор символов: экстрапунитивный (Е), интрапунитивный (I), импунитивный (М).
  2. Для отражения потребностно-доминантного типа (преодоление препятствия) после заглавные букв пишется знак «прим» () - Е,I,M.
  3. Для отражения эгозащитного типа Е,I,M пишутся прописными буквами.
  4. Для отражения потребностно-настойчивого типа (поиск поддержки) Е,I,M пишутся как e,I,m.

Все ответы испытуемого записываются в виде счетных факторов в протокольном бланке в колонке соответствующего типа. Суммарные баллы по каждому из 9 счетных факторов записываются в таблицу профилей в бланке.

На основании профилей формируются образцы: три основных и один дополнительный

  • первый образец - частота ответов разных направлений вне зависимости от типа реакции,
  • второй образец - частота типов реакции,
  • третий образец - частота наиболее частых трех факторов вне зависимости от типа и направления,
  • четвертый образец - сравнение эгозащитных ответов и суперэгозащитных.

Также в ходе обработки результатов важно фиксировать тенденции поведения - всякое изменение поведения относительно направления поведения и типа реакции.

Замечание 1

Испытуемый так или иначе довольно хорошо идентифицирует себя с фрустрируемым персонажем. Поэтому полученный профиль считают характерным для самого субъекта.

С. Розенцвейг отмечал, что сами по себе реакции не являются показателем нормы или патологии, значение имеет лишь суммарные показатели и общий профиль реакций, и соответствие стандартным нормативам. По мнению автора, именно последний показатель отражает степень адаптивности реакций относительно социального окружения.

Выявленные показатели не отражают личностные образования, они демонстрируют индивидуальные динамические характеристики поведения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot