Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тест А. Бине - Т. Симона

Тест оценки умственного развития

Определение 1

Тест Бине - Симона – это средство диагностики развития интеллекта, предложенное в 1905 г.

Министерство образования Франции в 1904 г поручило Бине разработать методику, которая помогла бы отделить детей, способных к учению, но, ленивых, от детей, страдающих врожденными дефектами, и потому неспособных учиться в нормальной школе.

В сотрудничестве с А. Симоном Бине провел целую серию экспериментов по изучению памяти, внимания, мышления у детей разного возраста, начиная с 3-х лет. Экспериментальные задания проверялись по статистическим критериям и рассматривались как средство определения уровня интеллекта.

Первая серия тестов появилась в 1905 г и давала возможность оценивать умственное развитие детей. Тесты умственного развития были разработаны для каждого возраста. Решались они детьми определенного возраста из экспериментальной выборки, составлявшей 300 испытуемых.

Первоначально в тесте было 30 вербальных, перцептивных, манипулятивных задач. Критерием их расположения было повышение трудности в соответствующей возрастной когорте – каждую задачу должны были решать 75% детей этого возраста, если их интеллектуальное развитие было нормальным. Исходя из количества задач, решенных правильно, определялся умственный возраст ребенка.

Замечание 1

Понятие «умственного возраста» Симон и Бине использовали как количественный показатель развития интеллекта. Уровень интеллекта, по мнению Бине, определяется генетическими факторами и не зависит от обучения.

Умственный возраст ребенка определялся по успешности выполненных тестовых заданий и мог расходиться с хронологическим возрастом.

Испытуемый первоначально получал тестовые задания, в соответствии со своим хронологическим возрастом, если справлялся, то получал задания старшей возрастной группы.Если выполнялись не все задания, то испытание прекращалось. Дети, не справлявшиеся с заданиями своей возрастной группы, получали задания для младшего возраста. Испытания продолжались, пока не выявлялся возраст, при котором все задания выполнялись.

«Тест А. Бине - Т. Симона» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Шестилетние дети выполняли четыре задания, а дети постарше этого возраста должны были выполнить шесть заданий. Ребенок, выполнивший часть заданий для старшего возраста, оценивался числом «умственных» месяцев, т.е. каждое выполненное им задание добавляло один «умственный» месяц. Эти месяцы добавлялись к числу лет, которые определялись базовым умственным возрастом.

По результатам теста умственный возраст, который был ниже хронологического, считали умственной отсталостью, а если он был выше хронологического – относили к одаренности.

Умственная отсталость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Умственная отсталость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Тест Бине-Симона был усовершенствован американским психологом Л. М. Терменом, который привел его к показателю интеллектуальности.

Интеллектуальный показатель Термена стал популярен при исследовании общих ментальных способностей человека.

Коэффициент интеллектуальности дает возможность уровень испытуемого соотнести со средним уровнем социальной, возрастной, профессиональной группы.

Вторая редакция шкалы Бине

Основой проверки и стандартизации, которую проводил коллектив сотрудников Стэнфордского университета, послужила вторая редакция шкалы Бине. Руководил этой работой Л. М. Термен. Основная шкала Бине имела много изменений и получила название – шкала Стэнфорд-Бине.

Шкала имела два отличия от тестов Бине, а именно, в нее были введены:

  1. коэффициент интеллектуальности (IQ);
  2. понятие «статистическая норма».

Коэффициент интеллектуальности предложил В. Штерн, который считал, что показатель умственного возраста имеет существенный недостаток – одинаковая разность между умственным и хронологическим возрастом имеет неодинаковое значение для различных возрастных ступеней.

Для устранения недостатка Штерн предложил частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический, отделять. Данный показатель, умноженный на 100, Штерн назвал коэффициентом интеллектуальности. Этот показатель дает возможность классифицировать детей по степени умственного развития.

Понятие статистической нормы – это ещё одно нововведение, которое стало критерием, позволяющим сравнивать и оценивать индивидуальные тестовые показатели, давая им психологическую интерпретацию.

По шкале Стэнфорд-Бине, включающей задания разной трудности, можно тестировать детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Безусловно, что задания группируются по возрастным критериям. Средний показатель выполнения (X) равен 100 – это наиболее типичный для каждого возраста, а статистическая мера отклонения индивидуальных значений от среднего (

Все индивидуальные показатели по тесту, которые были ограничены числами 84 и 116, принимались как нормальные, т.е. соответствующие возрастной норме выполнения. Тестовый показатель выше нормы – 116, говорит об одаренности ребенка, а ниже 84 – о недостаточном умственном развитии.

Диагностика познавательных процессов

Шкала Стэнфорд-Бине предлагает такие задания для детей младшей группы:

  • показать свой рот, нос, глаза;
  • повторить предложение, состоящее из шести слов – « Я очень люблю свою добрую маму»;
  • повторить по памяти два числа;
  • дать название нарисованным предметам;
  • назвать свою фамилию.

После выполнения задания для младшей группы в диагностический журнал должны быть внесены условные обозначения. Обозначения простые, но, дают возможность быстро фиксировать результаты выполнения заданий.

Выполненные задания обозначаются «+», задания, которые ребенок выполнил не полностью, обозначаются «+?», не выполненные задания обозначаются знаком «-».

Далее идет диагностика познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания, речи, мышления.

Оценить уровень развития внимания и речи психолог может в ходе наблюдения за ребенком, в ходе обследования и анализа его деятельности во время выполнения заданий.

Исследование детей младшего возраста можно проводить с использованием игры «Что изменилось?». Суть игры заключается в том, что перед ребенком выставляют в ряд три цветных формочки и просят запомнить их расположение. Затем расположение формочек меняют и предлагают ребенку выяснить, что же изменилось? С помощью условных обозначений все результаты фиксируются в сводной таблице.

Чтобы проверить восприятие цвета, проводят игру «Разложи кружочки по коробочкам». Кружочки диаметром 3 см, раскрашенные в основные цвета, и коробочки с соответствующим цветом раскладывают перед ребенком. Ребенок должен разложить кружочки в соответствующие коробочки.

Насколько у ребенка развит уровень зрительной памяти исследуют с помощью предметных картинок. Семь картинок с изображением известных ребенку предметов кладут перед ним. Установка на запоминание отсутствует. По инструкции надо внимательно посмотреть на картинки, затем их убирают и просят ребенка назвать запомнившиеся картинки.

Мышление диагностируют с помощью игры «Четвертый лишний». В ходе игры психолог проверяет умение проводить анализ, синтез, умение делать обобщение. Суть игры – три таблицы, предлагаются ребенку поочередно, на таблицах изображены геометрические фигуры. Фигуры первой таблицы отличаются величиной, второй таблицы отличаются цветом, фигуры третьей таблицы отличаются величиной и формой – ребенок должен выделить форму.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot