"Психология сексуальности" — это одно из самых знаменитых произведений выдающегося австрийского психоаналитика и основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда. Этот труд полностью перевернул европейские представления о сексуальности. В нем автор впервые затронул вопросы детской сексуальности, рассмотрел природу полового влечения и соответствующих сексуальных отклонений.
Сущность и особенности понятия сексуальности по Фрейду
Как правило, психоанализ связывают с теорией сексуальности. Многие обыватели до сих пор считают, что Фрейд объясняет все аспекты человеческой жизни с помощью сексуальных проблем, однако это не совсем верно.
Как известно, психоанализ существенно расширяет категорию сексуальности. Фрейд выводит его как за рамки чисто биологических представлений о совокуплении особей, так и психологических взглядов на значение мужчин и женщин. Ученый обнаружил, что сексуальность нельзя сводить лишь к взаимодействию между полами. Она не в любом случае подчинена функции продолжения рода.
Сам Фрейд много раз писал, что категория сексуальности и вместе с тем сексуального влечения должна быть подвергнута расширению. Это должно происходить до тех пор, пока она не включит в себя то многое, что не подчинено функции продолжения рода. Отсутствие внимания к подобному расширению понятия сексуальности стало приводить к вульгаризации и некорректному «бытовому» прочтению теории автора.
Люди считают, что Фрейд всё сводил к сексу, видя причину всех неврозов в неудовлетворённости в постели. Ещё в труде «Три очерка по теории сексуальности» было сказано, что существенная доля возражений против учения происходит из того, что смешивается сексуальность, от которой автор производил психоневротические симптомы, с нормальным сексуальным влечением.
В 1905 году Фрейд определил категорию «сексуальность» в качестве процесса удовольствия, которое нельзя сводить к удовлетворению определенной физиологической потребности. То есть человеческая сексуальность не может иметь ничего общего с физиологией и работой гормонов, вызывающих так называемый половой инстинкт.
Современный «Словарь по психоанализу» (Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса) рассматривает сексуальность как едва ли не извращение инстинкта, который утратил объект и органическую цель. Таким образом, не представляется возможным определение универсального объекта (сексуальной цели).
Напротив, необходимо отметить, что сексуальная цель и способы её достижения у каждого человека отличаются индивидуальностью. Они не вписываются ни в какую биологическую парадигму поиска «идеального партнёра для продолжения рода» или психологическую идеологию различия между мужчинами и женщинами.
Для сексуальности каждого человека присуща уникальность, поскольку он формирует свою собственную картину влечения, поля притяжений и отталкивания. Все это представляет собой бессознательное. Именно подобна самобытность сексуальной жизни и становится предметом работы психоанализа.
Основные положения теории Фрейда о сексуальности
В 1914 году Фрейд писал, что сексуальность способна возникать в одно время с фантазированием. Это само по себе уже предопределяет основания предполагать связь между ними. Сексуальность начинает действовать лишь в том случае, когда благодаря фантазии люди начинают создавать объект своего влечения. Первым из таких объектов становится грудь матери.
Сексуальность является не просто удовлетворением соответствующей физиологической потребности или реализацией инстинкта. Она конструирует образ другого и сценарий отношений с ним. Все это даёт основание французскому аналитику Жаку Лакану сделать свой парадоксальный, но, по сути, правильный вывод: «сексуальных отношений не существует, вне зависимости от наличия полового акта».
Практически каждый раз, упоминая сексуальность, Фрейд оговаривает следующие условия:
- Сексуальность нельзя сводить лишь к взаимодействию гениталий;
- Сексуальность и продолжение рода могут не совпадать;
- То, что названо сексуальностью вне психоанализа, необходимо относить лишь к ограниченной сексуальной жизни.
Данные ремарки становятся принципиально важными, в частности, в теории детской сексуальности. Это связано с тем, что её проявления не относятся к половой жизни. Примером выступает сексуальный характер кормления грудью. Он является таким же неоспоримым, как и обособленность его от половой функции. И мама, и дитя в процессе кормления включаются в обмен специфическим телесным удовольствием (неудовольствием), которое зачастую не зависит напрямую от голода и его утоления. Не случайно основатель психоанализа писал, что именно у материнской груди в первый раз можно встретить два самых сильных человеческих чувства – голод и любовь.
По аналогии с этим, все остальные влечения (анальное, зрительное и голосовое) также отнесены к телесному удовольствию, которое далеко от целей воспроизводства рода и взаимодействия гениталий. Тем не менее, все они могут быть так или иначе задействованы в любовной игре, которая разворачивается между людьми.
Примером выступает разглядывание тела. Это становится практически неотъемлемым ритуалом любого ухаживания и полового акта. Наряду с этим, именно зрительное влечение становится, по мнению Фрейда, источником любопытства и стремления к познанию. Следствием этого становится развитие науки и искусства, о чём он говорит в своем труде на примере Леонардо да Винчи. Таким образом, любое влечение далеко не в любой ситуации определяет самую короткую и прямую дорогу к своей цели. Оно не всегда будет служить целям совокупления между особями и концепции продолжения человеческого рода. Оно может быть направлено на совершенно иные сексуальные цели.