Категория «ценность» в психологии
Ценности – это познанные потребности, зависящие непосредственно от культуры, среды и менталитета конкретного общества.
В жизни человека ценности составляют основу, которая определяет значимость поступков человека и направленность его поведения. Исходя из этого, категория «ценность» в психологических исследованиях определяется через ценностные ориентации, установки, нормы, идеалы, через личностный смысл и значимость.
Воспринимаемая в виде субъективного образа, ценность является отражением культурно-исторических норм.
Ценность ассоциируется с типом достойного поведения и выступает социальным и индивидуальным ориентиром, который определяет конкретный стиль жизни.
Ценность как стандарт поведения исследовалась в работах П. С. Гуревича, О. Г. Дробницкого, В. П. Тугаринова и др. Как результат выбора направления и как основа, как способ управления деятельностью и интегрирующая система мотивов личности она рассматривалась в работах С.Г. Климова, И.С. Кона, И. Д. Чечетиной, В. А. Ядова и др. В этих исследованиях ценность выступает критерием выбора профессионального развития и является основой самореализации личности. В работах А.Г. Асмолова, В.Г. Агеева, Б.С. Братуся, Д. А. Леонтьева, М. И. Бобневой и др. ценность рассматривается как основа механизмов социальной регуляции поведения, связанная с социально-психологическим климатом в обществе и в социальных группах.
Если о ценности говорить как о системе убеждений, которая отражает дух, своеобразие общества и человека, то общество будет системой убеждений и ценностей того или иного народа, выражающего его дух. Отсюда, чтобы изучить общество, надо изучить его ценности, лежащие в основе социальной жизни.
М. Вебер, П. А. Сорокина, Т. Парсонс, Г. Риккерт рассматривают ценность как систему убеждений. М. Вебер ценности включил в структуру и жизнь общества, которое создает принудительную совокупность законов, чтобы сохранить действующую систему.
Общество – это мир мотиваций и ценностей, законы которого выдвигаются и являются средствами реализации определенных ценностей. Регулятивная функция является основной функцией ценностей.
В работах Т. Парсонса дается очень подробный анализ мотивационной основы поведения. Автор считает, что никакое общество или событие в истории, схема социального поведения без мотивов их объясняющих, просто не может быть осмыслена. Он считает, что ценностная мотивация является главной. Т. Парсонс подчеркивает относительность систем ценностей, потому что и системы ценностей, и ценностные установки исторически и локально различаются.
Ведущее место в исследовании ценностей как механизмов контроля принадлежит работам П. А. Сорокина. Анализируя факторы социального поведения, он стремился раскрыть механику общественной жизни. Из всех форм зависимости – экономической, культурной, биологической, территориальной, наиболее значимой, по его мнению, является социальная.
Социальная зависимость образуется в результате психического взаимодействия индивидов и реализуется в актах их поведения, в многообразии которых обнаруживается механизм социального контроля, который может быть в виде определенных стандартов и социальных санкций.
Сущность исторического процесса заключается в смене различных механизмов контроля, а устойчивость форм социального поведения зависит от доминирующей системы ценностей.
Теория ценностей Ш. Шварца
В области культурных ценностей центральное место занимают исследования Ш. Шварца, которому принадлежит самая популярная методика диагностики ценностей.
В результате исследований, проведенных более чем в 80 странах, на основании кросс-культурных сравнений, он распределил страны вдоль трех осей.
Рисунок 1. Теория ценностей Ш. Шварца. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Систему координат автор вывел теоретическим путем, где ценности культуры рассматриваются как ответ на основные социальные проблемы, а их решение необходимо для нормального функционирования общества.
Существует несколько проблем, первая из которых связана с границей между человеком и группой. На уровне культуры проблема решается двумя способами – «Автономия» и «Принадлежность». Культуры, которые ориентируются на автономию, человека рассматривают как независимую личность. Культуры, ориентирующиеся на принадлежность, человека включают в коллектив, где он разделяет цели коллектива.
У Ш. Шварца существует две разновидности автономии – интеллектуальная и эмоциональная. Интеллектуальная автономия поощряет широту взглядов, творчество, любознательность, а эмоциональная автономия – удовольствие, разнообразие, возбуждение.
Коллективистские культуры ценят:
- социальный порядок,
- безопасность семьи,
- самодисциплину,
- традиции.
Что касается второй проблемы, то суть её заключается в том, что люди, для поддержания социального устройства, должны быть включены в совместную продуктивную деятельность, а это можно обеспечить с помощью «Равноправия», где стимулируется сотрудничество и забота о других, важны равенство, свобода, социальная справедливость, честность, ответственность и «Иерархии», где каждый член общества выполняет обязанности, соответствующие его положению. Людям в этой культуре прививаются ценности социальной власти, богатства, авторитета, подчинения.
Две альтернативы предполагает и третья проблема – использование человеческих и природных ресурсов. Альтернативой выступают «Гармония» и «Мастерство».
Культуры, предпочитающие гармонию, стремятся приспособиться к социальному и природному миру, ценят и принимают окружающий мир, а не воздействуют на него. Ценностью этих культур является защита окружающей среды, единство с природой, принятие своей судьбы.
Культуры, ориентирующиеся на мастерство, главными ценностями считают честолюбие, успех, самодостаточность, компетенцию. Для достижения своих целей, они стремятся к активному управлению человеческими и природными ресурсами.
Главная функция культуры – регулировать поведение человека, образцы которого усваиваются через механизм подражания и идентификации.
Особенно заметно поведение человека при попадании в другую культуру, где стандартные способы становятся неадекватными. Например, у нас принято, что мужчина помогает надеть верхнюю одежду женщине, пропускает ее вперед, уступает место в транспорте и др. Подобное поведение в других культурах может быть воспринято как оскорбительное.
Ценности российского общества по методике Ш. Шварца
Социально-экономическое развитие страны и ценности культуры имеют взаимосвязь и взаимовлияние. Здесь речь идет о том, в какой степени ценности культуры созвучны с экономическим ростом страны и её преобразованием – с одной стороны, а с другой стороны – социально-экономические преобразования меняют приоритеты в культурных ценностях.
В России, после революции 1917 г была выбрана коммунистическая модель, а после распада СССР – взят курс на демократию. По теории ценностей Ш. Шварца, чтобы поддерживать демократию необходимыми являются ценности «Автономия» и «Равноправие».
Для развития свободного предпринимательства – «Автономия» и «Мастерство».
Если сравнить ценности Западной и Восточной Европы, то для Восточной важны ценности «Принадлежность» и «Иерархия». Для Западной Европы – «Автономия», «Равноправие» и «Мастерство».
Степень проникновения коммунизма в социальную систему в пределах Восточной Европы – в Болгарии, Грузии, России выше, чем в центральной части Восточной Европы – Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Эстонии.
Участие в исследованиях культурных ценностей обычно принимают учителя школ и студенты престижных специальностей.
Учителя, считает Ш. Шварц, – это консервативный полюс, поскольку они сохраняют и транслируют из поколения в поколение базовые ценности культуры. Студенты же, как передовая группа показывают изменения в ценностях культуры.
Исследования, которые проводились после распада СССР, показывают, что при коммунистическом строе среди принимавших участие в исследовании было меньшее количество, а значит и возраст их при переходе к новой модели общества был намного меньше. Так, например, проведенные Шварцем исследования в 1992 г в России, дали высокие показатели по «Принадлежности» и «Иерархии». Низкие показатели, по сравнению с центральной частью Восточной Европы и Западной Европой, были по «Автономии», «Равноправию», «Мастерству», «Гармонии».
Ш. Шварц считает, что приоритет ценностей «Принадлежность» и «Иерархия» показывает несамостоятельность граждан и желание переложить на государство решение своих проблем.
Таким образом, ученый делает вывод, что в 90-е годы взрослое население России было не готово ни к рыночным отношениям, ни к демократии.