Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теории социального научения, морального развития личности

Определение 1

Моральное развитие — это категория, рассматриваемая в теориях социального научения. Оно представляет собой развитие моральных суждений в процессе формирования когнитивных представлений о должном и недолжном. На их основе происходит развитие способности оценивать поведение, соотнесения поведения и поступков человека с усвоенными представлениями.

Подходы к моральному развитию личности

В рамках отечественной психологии мораль рассматривают как категорию, которая обладает частным характером. Она представляет собой некий свод частных правил. Моральное развитие же является усвоением, интериоризацией норм группы (например, мораль может быть преступная, автономная) или усвоением преходящих социальных (культурных) норм.

Анализ проблем моральной психологии позволяет сделать заключение о том, что базовый вопрос психологии морального развития представлен проблемой моральной мотивации, приобретения мотивирующей функции моральными нормами. Это можно понимать как проблему формирования личностных нравственных ценностей, в зависимости от которых человек поступает.

Понимание морального развития предопределено развитием нескольких теорий, включая когнитивную психологию, теорию социального научения и фрейдизм. В когнитивных направлениях категория определяется в качестве следующих элементов:

  • Развитие моральных суждений,
  • Формирование когнитивных представлений о должном и недолжном;
  • Развитие способности производить оценку своего поведения;
  • Способность соотносить поведение и поступки человека с усвоенными представлениями.

Теория рассматривает мораль в качестве системы правил. Следование этим правилам представляет собой основание нравственности. По словам Ж. Пиаже, любая мораль включает систему правил, а суть любой нравственности необходимо искать в уважении, испытанном индивидом по отношению к данным правилам.

«Теории социального научения, морального развития личности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Подход Пиаже позже пересмотрел Л. Кольберг, но в обеих моделях этапы морального развития в большей степени зависят от общего уровня когнитивного развития. Безусловно, когнитивное развитие играет большую роль для морального развития. Тем не менее, высокий уровень когнитивного развития не дает гарантию наличия нравственного развития. Напротив, когнитивные способности чаще всего используются для легитимизации и дальнейших действий и поведения, которые противоположны нравственным нормам.

В когнитивном направлении большое внимание уделили проблемам морального мышления. Здесь почти не подвергается исследованию вопрос мотивации, развития субъекта морального действия. Знание о «добром» полагается нужным и достаточным для продуцирования определенных моральных действий. Однако базовая проблема состоит в понимании того, как осуществляется присвоение моральных норм, в ходе которых знание способно приобретать мотивирующую функцию.

Замечание 1

Таким образом, в когнитивном, психоаналитическом подходе и в теории социального научения основную функцию морали понимают как осуществление социального контроля, который преобладает над интересами, нуждами, желаниями, стремлениями и импульсами личности.

Особенности теорий социального научения

В рамках теории социального научения приобретение морального поведения рассматривается через давление взрослого человека, которое оказывается на ребенка в случае нарушения им социальных правил. В этом процессе также происходит подкрепление и поддержка взрослыми того поведения, которое согласуется с социальными правилами.

Ребенок постепенно учится переживать такие чувства, как дискомфорт, страх, вина. Это происходит не только при реальном, но и в случае предполагаемого нарушения правила. Теоретическая часть социального научения гласит, что помимо когнитивной компетентности, которая обеспечивает понимание социальных правил, важно развивать самоконтроль. Он способен обеспечить подчинение соответствующим правилам.

Усвоение социальных правил поведения направление рассматривает в качестве основания развития совести. В рамках теорий социального научения невозможно объяснить поведение индивидов, которые придерживаются ценностей и норм, противоречащих доминирующим в обществе. Это происходит несмотря на возможное жесткое пресечение данного поведения.

Психоанализ, по аналогии с теорией социального научения, признавал значение эмоций в моральном развитии. Они рассматривались как составляющие, которые способствуют интернализации моральных, социокультурных норм и ценностей. Механизм приобретения моральных ценностей здесь представлен идентификацией как средством приобретения интернализованных моральных стандартов.

Психоаналитический подход к моральному развитию личности

В рамках психоаналитического подхода защитную идентификацию (идентификация, основанная на страхе) рассматривают в качестве элемента, играющего главную роль в формировании супер-эго. Это осуществляется в сравнении с идентификацией, которую можно отнести к привязанности.

Чувство страха, вины и тревоги рассматривают в направлении как базовые мотивы для процесса следования моральным правилам. Последователи теории утверждают, что у мужского пола развито более сильное и интегрированное супер-эго, что происходит по причине большей выраженности эдипова комплекса. Тем не менее, представления не нашли должного подтверждения, ведь защитная идентификация в отношениях с преобладанием страха физического давления относится не к усилению, а, напротив, к ослаблению морального развития.

Наряду с этим, у детей, которые выросли в более гармоничных отношениях (в любящих семьях) можно обнаружить более высокую степень интернализации моральных стандартов. Указанные гендерные различия в моральном развитии также не были подтверждены, поскольку степень интеграции моральных стандартов у мужского пола не выше, чем у женского. Напротив, девочкам присуща большая последовательность в их моральных установках и поведении.

Разрешение эдипова комплекса с помощью идентификации с родителем не стало играть главной роли в моральном развитии. Тем не менее, как механизм интроекции моральных ценностей в данном подходе важно определить идентификацию. При этом чувство страха, вины и тревоги необходимо рассмотреть в качестве условий присвоения моральных норм и правил.

Дата последнего обновления статьи: 04.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot