Жизненный выбор — это предпочтение, которое человек отдает определенному способу удовлетворения собственных потребностей и соответствующему способу самоотдачи. На этот показатель оказывают воздействие условия воспитания, образования, общественного устройства.
Сущность понятия и особенности жизненного выбора
Стратегии жизненного выбора в психологии относят к числу сложных и интересных явлений, поскольку они способны отражать целостность жизненного мира, устремленность в будущее и способность менять собственную жизнь во имя этого будущего. Особо значимым здесь считается определение перспектив будущего и требующихся ресурсов для самореализации.
Проблеме жизненного выбора посвящено достаточно большое количество исследований, имеющих философскую, психологическую и педагогическую направленность. Выбор и стратегии жизни рассматривали такие ученые, как Л. И. Божович, И. С. Кон, К Л. Логинова, В. Г. Немировский, С. Л. Рубинштейн и другие. Тем не менее, исследование этой проблемы остается в фокусе интересов современной педагогической и психологической науки.
Проблема формирования жизненных стратегий и определения жизненного выбора молодежи считается чрезвычайно актуальной. Особенно это присуще для современной стадии развития российского общества, для которого характерны глубокие трансформационные процесс во всех сферах жизни. Они способны оказывать существенное влияние на индивидуальные судьбы молодых людей.
Подрастающее поколение встает перед необходимостью самостоятельно выбирать жизненные ориентиры и пути их реализации. Этому способствует снижение институционального воздействия, расширение пространства для самостоятельного конструирования биографий по причине появления огромного количества альтернатив развития. Все это наращивает роль субъектного начала молодежи в процессах планирования и организации их жизни. В этих условиях начинает расти значение проблематики, которая связана с анализом состояний и тенденций становления в молодежном сознании долговременных ориентиров.
Ориентиры способны предопределять относительную стабильность жизненного поведения личности, то есть ее жизненные стратегии. Изменения в способах самоопределения и самореализации молодежи в разных областях жизни и деятельности связаны с либерализацией и отказом от унифицированных моделей развития, интеграцией в общество.
Жизненные стратегии предопределяют выбор и начинают раскрывать собственное содержание в конкретных жизненных ситуациях. Они связаны с выбором в следующих сферах:
- Профессиональная,
- Социальная,
- Семейно-бытовая,
- Досуговая.
Исследования особенностей стратегий жизненного выбора человека
Жизненный выбор и его стратегии анализировались в контексте различных парадигм, в их числе:
- Бихевиоризм М. Вебера,
- Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса,
- Феноменология в разработку концепций субъективности и интерсубъективности поведения личности (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман),
- Стратегическое действие и взаимодействие Годзмана,
- Символический интеракционизм Дж. Мида и др.
В отечественных социологических исследованиях отмечен подход, исследующий жизненные стратегии человека с точки зрения их заданности и обусловленности функционированием социальных институтов. Например, Г. А. Чередниченко и В. Н. Шубкиным изучалась проблема выстраивания жизненных стратегий в качестве процесса обретения занятия и статуса.
Концептуальный анализ категории «жизненная стратегия» предложен К. А. Абульхановой-Славской. В ее исследованиях были выявлены суть и базовые основы стратегии жизни. Автор обозначила факторы формирования и реализации, предложила развернутую типологию жизненных стратегий.
Интерпретировали жизненные стратегии и выбор в качестве результатов трансформации притязаний личности в своих публикациях В. С. Магун, М. В. Энговатов. Анализ в рамках диспозиционной теории личности производил и В. А. Ядов. Социологический подход к исследованию феномена предложили Т. Е. Резник, Е. А. Смирнов и Ю. М. Резник. Он заключается в ориентации на анализ институциональных процессов, структур и механизмов.
Авторы предлагают типологическую характеристику жизненных стратегий (стратегию жизненного благополучия, успеха и самореализации). Также принято выделять аспекты жизненных стратегий личности (например, перцептивные ориентации, смысловые жизненные ориентации, ценностные и нормативные ориентации).
Научные подходы к определению жизненного выбора
В социологическом знании жизненный выбор рассматривается на основе понимания личности. Она определяется как совокупность двух структур:
- фундаментальная (включает «деятельностные» и «отношенческие» компоненты),
- социальная (содержит объективный и субъективный план, то есть статусную ролевую систему и систему диспозиций и ожиданий).
Жизненные выборы и стратегии человека можно отнести к так называемому субъективному плану, поскольку их формирование происходит в сознании. Они отражают направленность личности в виде определенным образом выстроенной системы потребностей, интересов, ценностей, мотивов.
С точки зрения подобной трактовки модно отметить взаимную связь между жизненными стратегиями и мотивационной структурой личности. Мотивация способна побуждать к действиям, но не может давать направление развития. Все это отражается на жизненном выборе как конкретный вектор жизнедеятельности. Основа данного процесса представлена стремлением личности удовлетворить свои возникающие потребности.
Потребности необходимы для отражения состояния удовлетворенности субъекта соответствующими аспектами жизнедеятельности (например, социальное положение, уровень образования, место в системе социальных или профессиональных отношений). Попытка удовлетворения представляет собой источником активности, который предопределяет предметно-содержательное направление жизненных стратегий.