Любое психологическое исследование начинается с изучения различных теоретических концепций, взглядов и положений, накопленных исследователями в данной области исследования.
Теоретические методы исследования в психологии не являются особо значимыми, так как не оказывают особого влияние на огромное количество существующих фактов. Однако именно наблюдательность, свойственная теоретическим методам, позволяет обнаруживать скрытые моменты в некоторых фактах, что дает возможность понять взаимовлияние одного факта на другой. Это те средства и приемы, применение которых позволяет исследователям получать достоверные теоретические данные для изучения.
Факты, обнаруженные при помощи теоретического метода исследования, - это теоретические факты, требующие проверки на практике путем доказательств. Теоретическое исследование позволяет систематизировать и расширить научные факты, установить взаимосвязь между различными понятиями и гипотезами, но затем эти факты должны быть доказаны на практике.
Методы теоретического исследования
- абстракция;
- конкретизация;
- индукция;
- дедукция;
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- классификация;
- обобщение.
Абстракция, или абстрагирование, - это процесс мысленного отвлечения от предмета во время его исследования. Абстрагирование может быть в форме суждения, чувственно-наглядного образа, понятия или категории. Это делается с целью глубокого изучения предмет исследования, чтобы рассматривать его изолированно от других предметов исследования и их свойств и признаков. Карл Маркс, например, в предисловии к первому изданию «Капитала» заявляет, что во время анализа экономических форм нельзя пользоваться средствами, используемыми во время практических опытов. Их должна заменить сила абстракции.
Конкретизация – это мыслительный процесс воссоздания предмета из вычлененных ранее абстракций. Данная форма исследования противоположна абстракции. Теоретические методы исследования направлены на создание предмета путем преобразования абстрактного к конкретному.
Индукция – это процесс создания логических выводов при переходе от частных положений к общим, то есть ключевым здесь является обобщение. Здесь имеют значение фактические данные, психология, а иногда и математика. Логика здесь также важна, но не является ключевым фактором.
Метод индукции применяется при изучении педагогического опыта. Для получения достоверной информации не нужно изучать все частные случаи, достаточно рассмотреть один, но более подробно.
Дедукция – это такой способ мышления, где ключевыми являются логические выводы, в котором, отлично от индукции, частное заключение производится из общих. При данном методе все умозаключения и выводы являются связанными между собой и вытекают одно из другого. Метод дедукции можно применять для получения новых знаний об изучаемом предмете. Здесь важен переход от более общих понятий к менее общим.
Анализ – это такой метод теоретического исследования, при котором происходит разбор всех отдельных свойств предмета, выявление признаков и качеств на их основе. Анализ – это обязательная часть всех научных исследований для получения более достоверных знаний о предмете.
Синтез – это метод теоретического исследования, когда данные, полученные во время анализа, соединяются вместе и образуют единую систему. Эмпирические данные, выявленные во время исследования, синтезируются при теоретическом обобщении.
Сравнение – это такой метод исследования, при котором предметы сопоставляются между собой с целью определения сходств и различий между ними. Для того, чтобы сравнение было точным, необходимо учитывать следующие требования:
- сравнение имеет место быть только в том случае, если предметы исследования являются родственными или объективно имеют что-то общее (нельзя сравнивать ложку, корову и депрессию);
- метод сравнения может быть использован только в том случае, если сопоставляются наиболее существенные признаки исследуемых предметов.
Сравнение необходимо провести перед методом обобщения. Оно помогает определить, какие признаки и свойства общие, а какие особенные в каждом изучаемом предмете.
Обобщение – это метод теоретического исследования, при котором происходит выделение общих признаков, присущих группе изучаемых предметов. Чтобы обобщить какие-либо предметы или понятия, нужно от свойств одного предмета отбросить признаки, присущие другим предметам, но не имеющие ничего общего в целом. Логическими методами обобщения данных, полученных путем сравнения, являются индукция и дедукция.
Классификация – это такой метод теоретического исследования, при котором происходит разделение предметов на группы в соответствии с их выделенными признаками. Классифицирование осуществляется при помощи логических умозаключений в результате деления предметов на группы, группы на классы и т.д. Основываются эти деления на признаках, присущих исследуемым предметам.
Метод классификации также полезен для систематизации, но в данном случае в учет принимаются не ключевые признаки предметов, а удобные для того, кто осуществляет классификацию (например, алфавитный каталог).
Методы исследования в консультативной психологии
Что касается методов, применяемых во время психологических консультаций, они могут быть следующими:
- наблюдение – используется для отслеживания психологического поведения пациента;
- эксперимент – используется для получения новых данных об испытуемом путем помещения его в нестандартные для него условия;
- самонаблюдение – необходимо для самоконтроля;
- психологическое тестирование – применяется для установления характера личности при приеме на работу или во время оказания психологической помощи;
- биографический метод – используется при общении с малознакомыми людьми для составления психологического портрета, а также профессиональными биографами;
- опрос – необходим для получения данных не об одном человеке, а о группе людей;
- беседа – позволяет выявить те моменты, которые недоступны при наблюдении.