Особенности восприятия у детей из полных и неполных семей
В отличие от ощущений, способных передавать отдельные качества предмета, восприятие — это целостный предметный образ. Оно отличается от ощущений тем, что два разных ощущения могут восприниматься одинаково, но возможно и разное восприятие одного и того же ощущения.
Семья является первой средой, где происходит воспитание ребенка, поэтому очень важно то, как он ее воспринимает (представляет). Исследование особенностей восприятия семьи дает возможность проводить коррекцию искаженного представления о семье, позволяя разрабатывать методики положительного восприятия. Это позволит задуматься о формировании в детских домах обстановки, которая будет максимально приближена к семейной.
Если обратиться к взглядам различных авторов, включая Л. С. Выготского, М. Черноушек, А. Н. Леонтьева, Г. А. Ковалева, Е. В. Левченко, понимание проблемы делится на три группы:
- Восприятие в качестве процесса, который предполагает активность субъекта;
- Восприятие как влияние;
- Восприятие как представления или образ.
Ученые разработали схему восприятия семейной среды, где принята к учету, как ее активность, так и активность субъекта восприятия. В результате удалось обнаружить несколько особенностей в восприятии семейной среды подростками из различных социальных сред.
Дети из полной семьи воспринимают семейную среду светлой, уютной, надежной, открытой, целостной, современной, интересной и т. д. Дети из неполной семьи считает ее консервативной, серьезной, сочувствующей, доброй, благополучной и щедрой. Дети, воспитывающиеся в приютах, воспринимают семью в качестве темной, неуютной, ненадежной разрозненной, скучной, несправедливой и т. д.
Чаще, чем другие дети, ребенок из приюта считает, что его семья плохая, чужая, безразличная, нелюбимая, далекая, слабая, грубая, пессимистичная, грустная, злая. Она воспринимается им как проблемная, бедная, неимущая, зависимая.
В целом, исследование отражает, что в рамках восприятия эмоциональной, экономической и социальной составляющей семейной среды можно увидеть больше всего различий. В меньшей степени отличается восприятие физической и культурной составляющей среды
Развитие личности в неполной семье
Семья имеет исключительно важное значение в формировании и развитии детской личности. С первых минут жизни происходит развитие ребенка в качестве социального существа. Родители в этом случае автоматически приобретают статус жизненно важных фигур, поскольку физическая жизнь напрямую зависит от них. В последующем потребность в любви и одобрении приобретают для ребенка такое же значение.
Ребенок, взаимодействуя с родителями, может осваивать поведенческие навыки, навыки межличностного общения, половые (ролевые) образцы поведения и др. По этой причине родительское отношение представляет собой наиболее важный аспект межличностных отношений в семье.
Во все времена семья была в центре внимания общественности. Особенное внимание заслуживает положение неполных семей в обществе.
Неполная семья представляет собой основной социально-демографический тип современной семьи. Она является малой группой с частично неполными связями. Здесь нет традиционной системы отношений мать-отец-ребенок.
В качестве причин роста количества семей с одним родителем выступает:
- Меняющиеся моральные нормы в сфере взаимоотношений межу мужчинами и женщинами;
- Широкое распространение добрачных отношений;
- Меняющиеся традиционные роли (семейные) мужчин и женщин;
- Потеря производственной функции семьи;
- Низкая степень готовности молодых людей к браку;
- Высокие требования к партнеру;
- Алкоголизм, наркомания и др.
Можно выделить проблемы, относящиеся к неполным семьям, включая социально-экономические, педагогические, медицинские и психологические.
Психоэмоциональные особенности характеризуются тем, что чаще всего главой такой семьи является женщина. При этом в последнее время значительно сокращается перечень социальных гарантий и снижается уровень социальной защиты. Мать, которая воспитывает ребенка без отца, должна нести самостоятельно ответственность за его благосостояние.
Особенную нужду могут испытывать неполные семьи, где воспитываются дети с отклонениями от нормы в физическом, нервно-психическом развитии. Еще большую проблему представляет воспитание в одиночку ребенка с инвалидностью. Если ему необходим постоянный уход, то женщина не получает возможности улучшения материального благосостояния.
Психоэмоциональные особенности детей и влияние на них полных и неполных семей
Полная семья влияет на взаимосвязь между свойствами личности и тревожности у девочек в среднем школьном возрасте. Данное воздействие практически исчезает к старшему дошкольному возрасту. В неполных семьях у девочек этого не было выявлено, как и в мужских группах из полных и неполных семей.
Неполная семья по-разному влияет на ценностные ориентации детей обоих полов в старшем школьном возрасте. Так, мальчики из неполных семей в этом возрасте больше ценят здоровье и любовь, а девочки — жизненную мудрость и здоровье. Ребенок из неполной семьи наименее значимой ценностью в жизни считает творчество, а наиболее значимыми ценностями любовь и здоровье.
На психоэмоциональное состояние личности ребенка могут повлиять многие факторы. Одним из основных будет являться климат в семье и атмосфера семейных отношений. В отношениях с родителями дети обретают опыт общения с людьми. Они способны воспринимать семейные ценности, пытаясь соответствовать принятым нравам, традициям и условностям, которые утвердились в семье.
Ребенок чутко и быстро улавливает даже самые небольшие нюансы отношений родителей, при этом они постепенно становятся образцом для подражания. Если в семейном кругу царит доброжелательность, то ребенок будет аналогично относиться к окружающему миру.