Ассоциации в психологии
Метод свободных ассоциаций – это психоаналитическая процедура изучения бессознательного, когда индивидуум говорит всё, что приходит ему в голову, невзирая даже на абсурдность или непристойность высказываний.
Термин был введен в XVII веке английским философом Дж. Локком, хотя само явление было известно ещё во времена Аристотеля.
Ассоциация в переводе с латыни означает связь и имеет множество значений. В психологии этот термин обозначает спонтанную связь между объектами, явлениями действительности, воображаемыми образами, которые возникают в мозгу человека.
Такие связи могут вызываться словами, запахами, звуками, информацией, хранящейся в памяти.
Возникнуть ассоциации могут и в результате внутренних процессов, происходящих в органах человека. Провоцировать целый веер ассоциаций могут и собственные мысли – одна случайная мысль, вызывает вторую, казалось бы, совсем не связанную с первой, к ней цепляется третья, четвертая и др.
В основе ассоциаций лежит рефлекторная реакция, возникающая в коре больших полушарий при сильном раздражителе.
По нейронам возбуждение распространяется, и его волны захватывают новые области коры мозга. В результате происходит активизация прежних очагов возбуждения и вызывает из памяти чувства, идеи, образы, которые включаются в процесс мышления и актуализируют новые образы.
Т. Бьюзен сравнивал ассоциативное мышление с фейерверком. Чтобы сознание нормально функционировало, а мышление было эффективным, процесс рождения ассоциаций является важным.
Зависит это от ряда факторов:
- от скорости протекания нервных процессов – чем она выше, тем быстрее и разнообразнее возниикающие ассоциации;
- от подключения к мышлению уровня подсознания, где хранится неосознаваемая человеком информация, а ассоциации – это канал связи с этим таинственным уровнем психики.
Возникающие ассоциативные образы подвергаются обработке и трансформации, в результате создаются новые образы, что является работой воображения;
У каждого человека а памяти хранится свой опыт и своя информация, поэтому ассоциации будут иметь индивидуальный характер.
Тем не менее, общность опыта некоторых людей, их интересов и профессиональной деятельности приводят к устойчивым связям.
Классификацией ассоциаций занимался ещё Аристотель, выделив три вида связей. Классификацией Аристотеля пользуются и сегодня.
Классификация по сходству – чтобы в мозгу человека возникла связь между двумя объектами или явлениями, они должны быть похожи, например, по цвету, эмоциональному воздействию, внешнему виду – снежная равнина ассоциируется с белой пустыней и др.
По смежности – этот вид связи довольно распространен и возникает тогда, когда два объекта часто воспринимаются одновременно, например, запах хвои и мандаринов ассоциируется с Новым годом.
По контрасту – данный вид ассоциаций относится к самым сложным и объяснению плохо поддается. Вызванные ассоциации имеют противоположное значение, например, ночь – день, зима – лето, утро – вечер и др.
Классификацию Аристотеля дополнили позднее ещё одним видом – ассоциации по смыслу. Эти ассоциации являются результатом анализа информации и возникновения сложных логических и смысловых связей в коре головного мозга человека. Например, дождь ассоциируется с насморком.
Метод свободных ассоциаций
Связи, возникающие спонтанно в коре головного мозга, используются для диагностики психических состояний человека.
Свободные ассоциации и процессы, протекающие на уровне бессознательного между собой связаны и первым внимание на эту связь обратил З. Фрейд.
На основании своей теории он приходит к выводу, что подавленные инстинкты и желания человека, противоречащие с требованиями общества, находятся на глубинном уровне психики.
Но, человек просто загоняет их в бессознательное, а не избавляется от них, поэтому они оказывают влияние на поведение, на странные поступки, провоцируют фобии, вызывают психические отклонения и даже органические заболевания.
Информацию об этих подавленных желаниях несут ассоциации, возникающие непроизвольно. На основании этого психиатр может поставить диагноз.
Метод З. Фрейда и сегодня является основным в психоанализе. Сам по себе принцип этого метода довольно прост и направлен на изучение бессознательной составляющей психики человека.
Психоаналитик в своей работе стремится обойти идеи и рациональное мышление пациента. Его задача – добраться до подсознания человека и узнать, что там скрывается не только от окружающих, но порой даже от него самого.
Пациент должен принять удобную позу, расслабиться, и говорить всё, что придет в голову – проблемы, тревожащие его, размышления о жизни, обсуждение коллег по работе, своих соседей и др.
При этом не рекомендуется подбирать правильные слова, что-то анализировать. Рассказывая обо всем, пациент не должен сдерживать свои эмоции, а исследователь не должен задавать никаких вопросов или делать попытку что-то узнать.
Слова пациента порождают в его сознании разные ассоциации, в связи с чем, речевая активность увеличивается и из бессознательного выходит всё, что там было спрятано.
Словесный поток пациента содержит в себе огромное количество ценной информации, которая имеет практическое значение.
Всё, что говорит пациент, исследователь записывает для проведения тщательного анализа, а для этого он должен распознать связи между отдельными фразами, оговорками, психологическими проблемами и раскрыть их сущность перед клиентом, а также подобрать какой-то способ их разрешения.
Данный метод снимает с сознания все ограничения, потому что человек не осмысливает и не фильтрует озвучиваемую им информацию, а специалист получает доступ к скрытым подсознательным проблемам человека.
Разнообразие ассоциативных методов
Ассоциативное мышление широко используется в психодиагностических методиках.
Помимо З. Фрейда, существуют представители других психологических направлений. Они используют не свободные ассоциации, а организованные, которые могут управляться психотерапевтом.
Разработанные методики дают возможность стимулировать возникновение ассоциаций и возможность статистической обработки полученных результатов, причем сравнивать эти данные с данными других клиентов.
Данные способы диагностики делятся на три группы тестов, в основе которых лежат вербальные ассоциации, зрительные ассоциации, анализ продуктов творчества.
В тестах, где основу представляют вербальные ассоциации, испытуемым даются слова, на которые необходимо произнести первое, что придет в голову.
Данный тест рассчитан на раскрытие внутренних проблем и самым популярным является тест «Парных ассоциаций».
В тесте зрительных ассоциаций предлагаются абстрактные картинки – клиент должен сказать, что эти картинки ему напоминают. Здесь наиболее известной является тест «Чернильные пятна» Роршаха и метафорические карты.
Тесты на основе анализов продуктов творчества предлагают испытуемому выполнить творческое задание для изучения неосознанных ассоциаций. Среди этих заданий может быть рисунок или эссе на заданную тему.
С помощью творческого процесса происходит рождение ассоциаций, потому что мышление освобождается и к процессу подключается подсознание.
Творческий процесс открывает доступ к скрытым желаниям, образам, плохо осознаваемым проблемам.
Важной особенностью творческого процесса является то, что мышление работает в обход логики, потому что ассоциации возникают спонтанно.
Ассоциации могут показаться нелогичными, но в них заключен глубокий смысл для того, чтобы рассмотреть обходные пути в решении сложных проблем.
Таким образом, ассоциативное мышление это очень важное условие интеллектуального и творческого развития личности, а те только источник информации о человеке.