Субъекты стихийного массового поведения: публика, масса, толпа
Массовые движения людей характеризуются довольно большим многообразием. Это могут быть социокультурные, религиозные, политические, национальные, спортивные и т.д. перемещения людей. Они могут быть вызваны различными природными и социальными катаклизмами, такими как землетрясение, ураган, голод, война и т.п. Массовый характер носят также различные спортивные праздничные гуляния. Все эти движения характеризуются кратковременностью, большой численностью людей, зачастую имеющих различные интересы, собравшихся в одном месте и выполняющих определенные действия.
Такие массовые движения могут возникать организованно, но чаще стихийно. При этом они могут не иметь перед собой четких целей, однако, проявлять активную позицию и оказывать важное значение. Возникающие стихийные группы принято разделять на публику, массу и толпу.
Особое внимание к изучению психологии массовых движений ученые проявили в конце XIX и начале ХХ века. Это было связано с большим числом возникающих в то время революций, которые являлись объектом изучения социологов.
Особый вклад в развитие психологии масс внес французский ученый-социолог Гюстав Лебон. Он отмечал возрастающее влияние масс на власть, а в некоторых моментах имел склонность даже преувеличивать это влияние. По его мнению психология масс отличается специфичностью, при этом поведение личности подвержено влиянию мощной стихийной силе.
Другие исследователи, такие как Г. Тард и Н.К. Михайловский, делали акцент на массовое подражание и роль лидера массового движения.
Следует отметить роль такого важного фактора формирования стихийных групп, как общественное мнение. Совокупность идей, убеждений и мнений общества образуют массовое сознание.
Публика
Публика как стихийная группа отличается наименее выраженным характером стихийности. Г. Тард провел четкое разделение публики и толпы. Он считал публику довольно разобщенной группой, которая объединяется лишь наличием психической связи.
Публика представляет собой кратковременное собрание людей по определенному поводу, всегда ради общей и конкретной цели. Примерами публики могут служить собрание людей в зрительном зале для прослушивания лекции. Как правило, в закрытых помещениях публику называют аудиторией.
Публика считается наиболее управляемой стихийной группой, которая склонна соблюдать установленные нормы и правила. Однако, появление того или иного инцидента может сделать публику неуправляемой массой людей.
Масса
Масса как стихийная группа характеризуется своей стабильностью и отсутствием четких границ. Она может быть достаточно организованной и не всегда образовываться спонтанно.
Под массой понимают собрание людей, которые сознательно объединились по поводу волнующей их темы. Например, это могут быть демонстрации и митинги.
Следует отметить, что важную роль здесь играют организаторы. Обычно они известны заранее, перед началом действий. В основе своих действий массы имеют определенную тактику, они направлены на достижение конкретной поставленной цели. Также для них характерна неустойчивость, так как в массах могут сталкиваться различные интересы.
Толпа
Толпа представляет собой самую хорошо изученную стихийную группу. Согласно Лебону, толпа является человеческой совокупностью, обладающей психической общностью.
Толпа может образоваться спонтанно по самым разным причинам. К примеру, на улице может собраться толпа, чтобы посмотреть на результат дорожно-транспортного происшествия.
В основе формирования толпы могут лежать различные цели. Например, поглазеть, протестовать против чего-нибудь, выдвинуть определенные требования. Длительность действий зависит от значимости произошедшей ситуации. Так толпа может быстро разойтись, если объект внимания исчезнет. Однако, если идет речь о недовольстве тем или иным социальным явлением, то здесь толпа с течением времени может всё больше возбуждаться и в итоге перейти к определенным действиям. Эмоциональный накал толпы не стабилен. Он может выражать такие эмоции, как страх, радость, гнев, враждебность. В толпе может спонтанно появиться лидер. Однако, из-за свой нестабильности толпа может легко его сместить. Управлять толпой чрезвычайно сложно.
Зачастую толпа может принимать агрессивные формы. Лебон называл толпу «социальным животным, сорвавшимся с цепи» и применял к ней такие качества как неосознанность, иррациональность, консерватизм, нетерпимость.
Следует отметить, что для толпы свойственны специфические формы коммуникации. В ее основе лежит совокупность различных средств поступления информации, таких как общественное мнение, средства массовой информации и слухи. Стоит выделить роль слухов и сплетен, так как они дают объяснения непонятным для людей событиям, что является подготовкой толпы к действиям. Здесь исчезает необходимость в обработке информации, так как возникает групповое стимулирование действий.
Способы воздействия на стихийные группы
Выделяют следующие способы воздействия на стихийные группы:
- Заражение. Представляет собой бессознательную невольную подверженность личности определенным психическим состояниям. Примерами заражения могут служить религиозные экстазы и массовые психозы. Следует выделить роль паники. Паника – это определенное эмоциональное состояние, которое может быть вызвано наличием пугающей новости, недостатком или избытком информации;
- Внушение. Является целенаправленным безосновательным воздействием одного субъекта на другой или группу. Внушение подразумевает передачу определенной информации, которая не воспринимается субъектом критично. Особенно важна роль внушения в пропаганде и рекламе;
- Подражание. При подражании субъект не только принимает массовые психические состояния, но и воспроизводит черты демонстрируемого поведения.