Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Студенческий стресс как функциональное состояние

Особенности студенческого стресса

Определение 1

Стресс – это состояние повышенного напряжения, выступающего в качестве ответной реакции организма человека на перенапряжение и негативные эмоции.

Напряженным видом деятельности является учеба в учебном заведении. Студенты испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. Стресс у студентов развивается, как правило, в период сессии в результате получения большого потока информации и отсутствия системной работы в течение года.

Исследования показывают, что за несколько дней до сессии у студентов начинается эмоциональное напряжение, которое сохраняется весь экзаменационный период, т. е. стресс, во время сессии, становится непрерывным и хроническим.

В результате такого стресса возможны функциональные заболевания нервной системы, может появиться невроз. Ресурсы нервной системы истощаются, и организм работает на пределе.

Невроз является разновидностью «нормальных» реакций человека на стрессовые условия. К стрессу могут привести ссоры с однокурсниками, неудачи на экзаменах, что психиатры относят к психическим травмам.

В результате проведенных исследований было выделено три группы студентов – студенты с невротическими расстройствами, студенты с риском развития невротических расстройств, студенты здоровые.

К сожалению, уровень невротических расстройств с каждым годом увеличивается. Надо сказать, что одной из причин является неумение организовать свой режим, что в значительной степени снижает функциональные возможности центральной нервной системы. Данное обстоятельство приводит к тому, что работоспособность становится ниже, возрастает психическая утомляемость, страдает внимание, память, появляется раздражительность, снижается успеваемость.

«Студенческий стресс как функциональное состояние» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

С целью облегчить общение и улучшить свое настроение студенты группы риска употребляют алкоголь, что не решает, а наоборот, усугубляет проблему стресса.

Поскольку стресс является сложной и многогранной проблемой, то его в ходе учебного процесса важно регулировать и это является задачей самих студентов, преподавателей, психологов и социальных педагогов.

Один из путей решения проблемы стресса, возможно, кроется в профессиональной мотивации студентов, а также во внедрении основ здорового образа жизни в учебный процесс, тренингов, технологий, сберегающих здоровье.

Физиологические показатели после сессии приходят в норму далеко не сразу, организму необходимо какое-то время, чтобы прийти в исходное состояние.

Экзаменационный стресс может иметь вредоносный характер для некоторых студентов и приводить к дистрессу, который ухудшает работу психофизиологических функций, а для других является определенным стимулом, для того, чтобы показать хорошие результаты.

Адаптация к стрессовым условиям значительно лучше у студентов с высокой мотивацией успеха, а студенты с низким уровнем притязаний к стрессовым условиям адаптируются значительно хуже.

Причины учебного стресса

С поступлением в учебное заведение у студента не только увеличиваются интеллектуальные нагрузки, но и значительно меняется его образ жизни.

Для того чтобы справиться со стрессом, важно понять, какие причины его вызывают, потому что дело, пущенное на самотек, в дальнейшем приведет к проблемам с психикой и здоровьем.

Стресс у студента появляется по разным причинам и, прежде всего, происходит смена привычной обстановки и круг общения – специалисты говорят, что это один из основных стрессогенных факторов, оказывающий влияние на психоэмоциональное состояние студента.

Данный фактор состоит из более мелких, к которым относятся:

  • ослабление влияния со стороны родителей;
  • необходимость самостоятельной заботы о себе;
  • проживание в общежитии или съемной квартире;
  • новый круг общения;
  • другие интересы;
  • возможные конфликты с однокурсниками или соседями по общежитию;
  • финансовые затруднения.

Неготовность к такому образу жизни может выбить студента из колеи и сделать его уязвимым для воздействия других негативных факторов.

Учеба в вузе отличается увеличением нагрузок – объем информации резко возрастает, занятия становятся интенсивными и большей часть самостоятельными, кроме этого появляются переживания по поводу будущих зачетов и экзаменов.

При сложности усвоения какого-либо вузовского предмета у студента возрастает риск нервного перенапряжения. Затянувшееся эмоциональное напряжение может перейти в длительный, и даже хронический стресс, что нельзя допускать, потому что для его преодоления может понадобиться профессиональная медицинская помощь.

Помимо общих факторов учебного стресса, есть ещё и субъективные факторы, которые в отдельности касаются каждого студента.

Численность этих факторов зависит от того образа жизни, которую ведет каждый конкретный человек. Субъективными являются следующие факторы – конфликтные ситуации с преподавателями и другими студентами, неправильное питание и особенности личной жизни, недостаточное время на отдых и неполноценный сон.

На особом месте стоит такой субъективный фактор, как вредные привычки – алкоголь, курение, наркотические вещества.

Готовность студентов к самостоятельной жизни, их отношение к учебе и ответственность за себя показывают степень психоэмоционального напряжения, которое возникает под воздействием стресса.

В учебе студентам приходится сталкиваться с разными типами стресса – это негативный и позитивный стресс. Негативный стресс возникает, когда студент не может справиться с поставленной задачей и изменить ситуацию. Данный тип стресса очень опасен, потому что оказывает отрицательное влияние на психическое и физическое состояние.

Что касается позитивного стресса, то человек при выходе из него получает положительный опыт и в состоянии удачно решить какую-либо проблему. Безусловно, негативному стрессу необходимо учиться противостоять.

Борьба с студенческим стрессом

Для учебного процесса важное значение имеет степень развитости стрессоустойчивости студента. Изменить условия, сопутствующие обучению, практически невозможно, поэтому необходимо искать способы нормализации психического состояния.

Специалисты считают, что эффективным методом борьбы со стрессом на учебе является модификация поведения – студенту необходимо пересмотреть свое отношение к тому, что происходит, избавиться от волнений, освоить пути выхода из стрессового состояния.

В решении этого вопроса психологи рекомендуют ряд приемов:

  • переносить свои переживания, мысли и эмоции на бумагу, т.е. вести дневник, чтобы разгрузить свою психику от негатива;
  • выделить время для занятий спортом, т.к. физические нагрузки дают возможность высвободить часть энергии и успокоиться, отвлечься;
  • давать возможность эмоциональной разрядке – сломать тарелку, покричать в подушку;
  • менять свою деятельность, окружающие условия и занятость, например, зимой покататься на лыжах, сходить в поход.

В принципе, существует множество приемов борьбы со стрессами во время учебы, и они не отличаются от тех, что используются на работе и в обычной жизни. Однако у студентов есть особая ситуация, требующая специфичного подхода – одна из таких ситуаций – предстоящий экзамен.

Причины экзаменационного стресса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Причины экзаменационного стресса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стресс накануне экзамена мешает сконцентрироваться на подготовке к нему. Лучшим способом в этой ситуации является устранение стрессовых факторов заранее, т.е. выполнять элементарные требования, предъявляемые студенту – не пропускать лекции, своевременно изучать материал программы, выполнять задаваемые преподавателем работы.

Конечно, бывают отдельные случаи, когда очень эмоциональные люди испытывают стресс, даже тогда, когда полностью готовы к экзамену.

В этом случае, после консультации с врачом, можно применять мягкие успокоительные лекарственные препараты. Успокоиться можно и не прибегая к фармацевтике, а использовать простые народные средства – настои пустырника, мяты, валерианы, ромашки.

Пить их рекомендуют за две недели до экзамена, потому что у них накопительный эффект. Соблюдать правильный режим дня. Данные рекомендации помогут укрепить психику, нормализовать психоэмоциональное состояние и поддерживать организм в тонусе.

Замечание 1

Лучшим вариантом нейтрализации стресса является его профилактика в повседневной жизни.

Дата последнего обновления статьи: 16.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot