Какова структура и компоненты общения в психологии?
Человека выделяет его умение многообразно общаться с себе подобными, формирование речи сделало человека культурным и социальным. Речь привела к организации человека и его взаимодействию с окружающими людьми.
В психологии можно выделить значительное число определений общения, но все же все их объединяют следующие особенности:
- общение может выступать как определенный вид деятельности людей;
- оно может входить в разного рода деятельность, как ее образующий компонент;
- оно является одной из форм человеческого взаимодействия.
Общение ‒ это довольно сложный процесс, который подразумевает формирование и поддержание контактов между людьми, а его многоплановость делает важным структурирование его отдельных аспектов.
Различные психологи выделяли различную структуру общения, под которой подразумевали комплекс элементов, которые складывают в целостном виде весь процесс общения.
Описание структуры может затрагивать и совокупность общих компонентов, и каждый из них по-отдельности.
Универсальной считается структура общения, которая была выделена советским и российским психологом, профессором и членом РАО Галиной Михайловной Андреевой.
Она предложила выделить три структурных элемента процесса общения:
- коммуникативная сторона ‒ процесс обмена информацией в процессе общения между собеседниками;
- интерактивная сторона ‒ процесс взаимодействия между партнерами в процессе общения;
- перцептивная сторона ‒ взаимопонимание между участниками, которые принимают участие в процессе общения.
Все вместе они формируют процесс общения разного уровня ‒ социально нацеленного (скажем, лекции перед аудиторией), ориентированного на предметную область (при профессиональной деятельности), а также общения на личностном уровне.
Коммуникативная сторона общения
Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме идей, чувств, знаний, мнений.
Источники информации в общении:
- сигналы, идущие прямо от другого человека;
- сигналы от личных перцептивно-сенсорных концепций;
- информация от внутреннего опыта;
- информация о результатах деятельности;
- информация о вероятном будущем.
В зависимости от требований момента на первый план выходят различные источники информации и различное их содержание.
Передача любой информации возможна только при наличии знаковых систем, при помощи которых она передается. Выделяют несколько концепций знаков, которые применяются в процессе коммуникации:
- речь человека (коммуникация на вербальном уровне) – естественный набор звуков, т.е. концепция фонетических знаков. С помощью речи реализуется кодирование и декодирование информации. Кодирование информации реализует коммуникатор (тот, кто сообщает информацию), а декодирование – реципиент (тот, кто информацию принимает);
- оптико-кинетическая концепция – содержит: мимику, жесты, пантомимику;
- паралингвистическая концепция ‒ тональность и качество голоса,
- экстралингвистическая – введение в речь пауз, речевой темп;
- организация времени и пространства процесса коммуникации;
- контакт взглядами.
Перцептивная сторона общения
Перцептивная сторона общения ‒ это форма диалога, которая предполагает формирование между собеседниками глубокого взаимопонимания.
В психологии понятие «перцепция» применяется для отображения функции психики, которая отвечает за восприятие окружающих людей и создание целостного образа личности оппонента. В соответствии с мнением ученых, оценка незнакомого человека складывается на половину из неверного мнения и на 50 процентов из правильного восприятия. Этот факт можно объяснить воздействием трех факторов, которые проявляют воздействие на перцептивную сторону общения.
В ее состав должны входить:
- познание своей личности при помощи выстраивания коммуникативных связей;
- понимание оппонента и познание его личности;
- прогноз поведенческой модели партнера по общению.
Значительной ошибкой при оценке личности является восприятие внешней привлекательности человека. Люди, которые вызывают интерес собственной внешностью или другими персональными качествами, воспринимаются как наиболее интересные собеседники. В отдельных случаях подобным людям могут приписываться те качества, которые могут быть абсолютно нехарактерны для их темперамента.
Характеристика механизмов перцепции:
Идентификация – один из инструментов познания личности собеседника, при котором заключение о внутреннем мире человека базируется на специфичной попытке представить себя на месте собеседника.
Аттракция – механизм познания человека, который подразумевает привлечение. Определенное отношение к оппоненту формируется на основе устойчивых положительных чувств.
Эмпатия – механизм чувственного и эмоционального сопереживания окружающим людям.
Понимание чувств, желаний и мотивов окружающих людей тесным образом взаимосвязано с перечисленными выше механизмами. Необходимо также обозначить, что перцептивная сторона общения также связана с механизмами казуальной рефлексии и атрибуции.
Казуальная атрибуция – способ интерпретации действий и эмоций окружающих людей, при присутствии желания установить мотивы избранной ими модели поведения.
Рефлексия принадлежит к инструментам самопознания своей личности с помощью формирования коммуникативных связей.
Представленный механизм предполагает представление собственной личности так, как ее воспринимает партнер.
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» ‒ взаимодействие) состоит в обмене действиями, то есть в формировании взаимодействия на межличностном уровне, что дает возможность общающимся воплотить для них общую деятельность.
В процессе взаимодействия для участников имеет большое значение не только информационный обмен, но и сам процесс организации общей деятельности.
В социальной психологии предпринимались множественные попытки структурировать взаимодействие – это транзактный анализ Э. Берна, который предполагал присутствие в структуре личности трех подструктур: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок»; теория Парсонса, подход польского социолога Я. Щепаньского и т. д.
Взаимодействие может быть следующих типов:
- кооперация ‒ это такое взаимодействие, при котором его субъекты добиваются двустороннего соглашения о преследуемых целях и стараются не нарушать его, до тех пор, пока интересы являются общими;
- конкуренция ‒ это взаимодействие, которое характеризуется достижением групповых или персональных целей и круга интересов в условиях жесткого противоборства между индивидами.
Таким образом, структуру общения можно определить путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Коммуникативный аспект общения состоит в обмене информацией между людьми, которые находятся в процессе общения. Интерактивный аспект общения состоит в организации между людьми взаимодействия, т.е. в обмене не только идеями и знаниями, но и действиями. Перцептивный аспект общения обозначает процесс познания, восприятия друг друга собеседниками в общении и установления на данном основании взаимопонимания.