Сущность понятия «стресс»
Стресс - это общая неспецифическая реакция на воздействия физического или психологического характера, которые нарушают оптимальное состояние нервной системы организма, его гомеостаз.
Сам феномен начал исследоваться в первой половине 20 века Г. Селье, а чуть позже Б. Кеннон при рассмотрении универсального паттерна реагирования «бей-беги» ввел термин «стресс» в обиход.
Существуют следующие подходы к изучению стресса:
- Генетическое направление: рассматривает связи между генотипом и факторами, снижающими индивидуальную сопротивляемость к стрессовым воздействиям.
- Психодинамическое направление: здесь стресс рассматривается в контексте тревоги и опирается на теорию З. Фрейда, который описал два основных механизма зарождения и формирования тревоги (сигнализирующая тревога как механизм предвосхищения, травматическая тревога как результат интрапсихической травмы).
- Теория конфликтов: в рамках данного направления базовым источником развития стресса являются конфликты, которые возникают в результате необходимости членов общества подчиняться социальным нормативам.
- Поведенческое направление (Б. Доренвенда): рассматривается стресс как поведенческую реакцию на социально-психологические стимулы. В рамках этого направления, поведенческие реакции могут быть адаптивными и неадаптивными, а стрессорами являются социально-психологические факторы, которые в субъективное понимании трактуются как потенциально опасные.
- Когнитивное направление (Р. Лазаруса): базируется на положении о роли субъективной познавательной оценки воздействия как неблагоприятного и оценки своих возможностей для преодоления этого воздействия. Оценка угрозы определяет спектр эмоций, которые могут быть адаптивными (если ресурса для преодоления достаточно) и неадаптивными (если его недостаточно).
В итоге, Р. Лазарус формулирует несколько очень важных положений для развития исследований стресса: одинаковые события для разных людей могут быть стрессовыми или не быть таковыми; индивидуальная оценка угрозы определяет степень стрессорной значимости стимула; один и тот же человек одно и то же событие может воспринимать в одном случае как стрессовое, а в другом как обычно. На это может влиять его физиологическое и психическое состояние.
Основные характеристики и виды стресса
Стресс имеет свои стадии развития, точно также и сопротивляемость к стрессам проходит в несколько этапов:
- Стадия тревоги: на этой стадии происходит снижение уровня сопротивляемости организма, нарушение некоторых функций организма. Однако в результате адаптации к воздействующему стрессору, организм активизирует резервы организма, включает защитно-приспособительные механизмы.
- Стадия сопротивления: возникает при продолжительном воздействии стрессора. На этой стадии происходит адекватная внешнему воздействия работа защитно-приспособительных механизмов.
- Стадия истощения: развивается в результате длительного или интенсивного воздействия стрессора, превышающей адаптивные возможности организма. Сопротивляемость снижается, нарушаются морфологические и функциональные возможности организма.
В целом, классификацию видов стресса можно представить следующим образом:
- эмоционально положительные и отрицательные стрессы: адаптивный (стресс), который мобилизует организм, раскрывает резервы, и дезадаптивный (дистресс), который связан истощение резервов организма;
- острые (кратковременные) и хронические (долгосрочные) стрессы: острые стрессы проявляются быстро и неожиданно (шок), хронический стресс влияет на психику человека более деструктивно, формируя постоянное напряжение;
- физиологические (механические, физические, химические, биологические) и психоэмоциональные стрессы (информационные и эмоциональные)
Относительно новым подвидом стресса является стресс жителя мегаполиса, который связан с иной обстановкой жизни в мире, ориентированном на быстрые изменения и инновации: в связи с этим выделяют информационный стресс (в связи с переизбытком и недостатком информации), двигательный стресс (в связи с появлением большого числа дистанционных и сидячих специальностей), зрительный стресс (в связи с большим количеством гаджетов), эмоциональный стресс в связи с дефицитом общения, Основные стратегии преодоления стрессовых ситуаций
Стратегии преодоления стресса
Истоки исследования механизмов противодействия трудных жизненным ситуациям и стрессорам уходят к концепции психологических защит З. Фрейда: от наиболее примитивных (вытеснение, регрессия) к более продуктивным (сублимация). Эти механизмы выступают в роли барьеров, препятствующих поступлению стрессовой информации, ее искажению, тем самым способствуя сохранению здоровья и гармонии «Я».
Однако помимо положительного влияния, защитные механизмы имеют и патогенное влияние: появившись единожды в момент стрессовой ситуации и удачно сработал, защитные механизмы закрепляются и становятся постоянными способами реагирования в схожих ситуациях. Таким образом, человек становится ограниченным в своих поведенческих реакциях.
В западной психологии основным способом преодоления стрессовых ситуаций является совладающее поведение - копинги (от англ. cope - справляться). Выделяют несколько подходов, в рамках которых рассматриваются особенности совладающего поведения:
- как один из способов психологической защиты, но более контролируется человек и поддаются осознаванию;
- как совокупность черт личности, определяющих относительно константную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным способом;
- как совокупность особенностей ситуации и стадии развития конфликта.
Большинство зарубежных классификаций копингов построено на двух параметрах: копинги, ориентированные на решение проблемы; или копинги, ориентированные на изменения собственного отношения и установок.
В отечественной психологии совладающее поведение стало изучаться в 1990-х годах. Отечественные психологи выделяют следующие типы копинг-стратегий: стратегии преобразующего поведения (направлены на решение проблемы или изменение ситуации), стратегии приспособления (изменения внутри себя, изменения отношения к ситуации), стратегии самосохранения (приемы саморегуляции), стратегии отстраняющегося типа (игнорирование, абстрагирование).
Основаниями для классификации отечественные авторы предлагают следующие параметры: локус-контроля (направленность на других или на себя), пространство преодоления (когнитивное, эмоциональное, поведенческое), эффективность, временная протяженность от эффекта (радикальное решение или требует возврата), триггер-ситуации (кризисные или повседневные).
Существует множество классификаций совладающего поведения, но в целом можно выделить 2 их группы:
- Конструктивные стратегии отличается продуктивными последствиями для проблемной ситуации, разрешением сложности, снижением уровня тревоги и дискомфорта, повышением спокойствия. Выделяют следующие стратегии: достижение цели любыми средствами, обращение за помощью к другим людям, тщательно обдумывать проблемы и анализ путей решения, изменение своего отношения к проблемной ситуации, изменения в системе собственных ценностей и установок, избегание, импульсивное поведение, агрессивные реакции.
- Деструктивные стратегии отличаются преобладанием эмоционального реагирования на ситуацию, застреванием на ней, излишней эмоциональной погруженности, склонности к самообвинениям или обвинениями других людей, самоповреждающее поведение.
Авторы отмечают, что для преодоления стрессовых ситуаций у человека должны быть психологические ресурсы. Выделяют внешние ресурсы (уровень жизни, образование, материальная и социальная обеспеченность) и внутренние ресурсы (особенности темперамента, наличие личного опыта преодоления трудностей и опыта успеха, усиленные модели поведения разрешения сложных ситуаций, психологическая устойчивость).