Три аспекта общения
Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой.
Зачастую границы между ними довольно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.
В психологии выделяют три ключевые стороны общения:
- коммуникативная. Происходит непосредственный обмен информацией между участниками взаимодействия. Главным способом коммуникации является речь. С помощью речи люди делятся суждениями и точками зрения, обсуждают проблемы, разрешают вопросы;
- перцептивная. На когнитивном уровне происходит процесс восприятия людьми другу друга. Во время беседы складывается суждение о собеседнике, которое основывается на рассмотрении его внешнего вида, мимики и, жестов голоса, поступков;
- интерактивная. Непосредственное образование совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия определяется на основе действий и поступков, которые они совершают на данном этапе времени.
Каждая сторона имеет ряд особенностей.
Коммуникативная сторона речи
Коммуникация - тип активного взаимодействия между объектами любой природы, который предполагает информационный обмен.
Коммуникация между людьми выделяется следующими специфическими особенностями:
- Во-первых, в ней бесспорно должны находиться два индивида, каждый из которых является активным субъектом. При этом их обоюдное информирование подразумевает устройство совместной деятельности.
- Во-вторых, в ней должна присутствовать возможность обоюдного влияния партнеров друг на друга посредством концепции знаков. Иными словами, обмен информацией в данном случае подразумевает влияние на поведение собеседника и изменение состояния участников процесса коммуникации.
- В-третьих, влияние в коммуникации может исполняться только при наличии единой концепции декодификации и кодификации у коммуникатора (человека, который направляет информацию) и реципиента (человека, который ее принимает).
- В-четвертых, всегда вероятно появление барьеров коммуникации. В данном случае четко прослеживается связь, которая существует между отношением и общением.
Модель коммуникативного процесса, как правило, содержит в себе пять составляющих: коммуникатор ‒ сообщение (текст) ‒ канал ‒ аудитория ‒ обратная связь.
Коммуникационная сторона ‒ это способ психологического влияния на собеседника. В период передачи информации один человек оказывает воздействие на другого. Чем лучше сформированы навыки общения у субъекта, тем выше степень его влияния на собственных собеседников.
Информация предоставляется на двух уровнях:
- Побудительный. Это реплики просительного, командного, рекомендательного характера. Они высказываются с задачей стимулирования человека на выполнение какого-либо действия.
- Констатирующий. Речь на данном уровне носит уведомительный характер, которая обращена на обеспечение каких-либо сведений. Колеблется от безучастного преподнесения до активного убеждения.
Интерактивная сторона общения
При общении появляются изменения поведения людей. Имеется множество вариантов формирования ситуации. К основным типам взаимодействия относят:
- кооперацию, при которой цели добиваются совместными усилиями;
- конкуренцию (один ущемляет другого на пути к осуществлению цели);
- конфронтацию, которая характерна для преследования в общении противоположных задач;
- корпорацию со взаимной выгодой («ты ‒ мне, я ‒ тебе»).
Чтобы оказать воздействие, собеседник зачастую прибегает к одной из положительных или отрицательных практик. Особо оптимальным и конструктивным подходом считается убеждение, при котором объект передает информацию с приведением надежных доказательств и фактов.
Интерактивная сторона прямо связана с социальными ролями, которые характерны субъектам взаимодействия. Общество накладывает на человека определенные обязательства, которые он должен осуществлять.
Множественные ритуалы и правила обращены на регулирование поведения субъектов, которые разумно осуществляют контроль собственных действий и поступков.
Масштаб социальных норм, на основе которых работает концепция интерактивного общения, довольно велик.
Это и модели поведения, определенные нормами рабочей дисциплины, и воинские обязанности, и понятия о достоинстве и чести, и простые правила воспитания и вежливости.
Одобряемая модель поведения, в которой человек стремится соответствовать, находится в зависимости от его личных черт: возраста, пола, обязанностей, социального статуса. Так, от медицинского работника ждут, что он будет проявлять участие и внимание, а от официанта ожидают вежливости и услужливости.
Если во время интерактивного общения с окружающими людьми, человек видит одобрение его поступков, он может судить о согласовании его поведения реализуемой им социальной роли.
Если же появляется непонимание с членами общества, то индивид может сделать заключение о том, что его поступки не отвечают ожиданиям, которые приняты в данном обществе.
Перцептивная сторона общения
Перцепция (от латинского «perceptio» ‒ восприятие) ‒ процесс, который появляется при взаимодействии людей на основании естественного общения и происходит в форме понимания и восприятия человека человеком.
Перцепция ‒ это отображение человеком на когнитивном уровне тех явлений и объектов, с которыми он встречается.
С психологической точки зрения под перцептивной стороной общения рассматривается восприятие другого человека, осознание качеств другой личности.
Восприятие собеседника может совершаться через видение его установок, целей, взглядов и мотивов. В данном случае совершается развитие объективной оценки другой личности, качества которой не перекликаются с особенностями самого познающего субъекта.
С другой стороны, в ходе восприятия собеседника может совершаться не только его понимание, но и принятие. В данном случае все установки и ценности разделяются, согласовываются людьми.
Когда совершается такое принятие, появляются близкие межличностные отношения разного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.
С помощью перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От уровня точности тех выводов, к которым мы приходим, зависит успешность коммуникации с индивидом. Неверное определение личности собеседника может спровоцировать непонимание, конфликт.
Все три стороны процесса общения могут легко сочетаться друг с другом. Поверхностные взаимодействия между людьми, которые продолжаются непродолжительное время, как правило, представлены только интерактивной или коммуникативной стороной либо их сочетанием.