Понятие и функции средств общения
Общение – сложный процесс взаимодействия между индивидами, который заключается в обмене информацией, а также в понимании и восприятии собеседниками друг друга.
Функции, которые осуществляют средства общения:
- информационно-коммуникативная (общение заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами);
- интегративная (дает возможность объединяться/объединять в группы людей);
- побудительная (имеет своей целью стимуляцию партнёра для дальнейшего общения);
- интерактивная (заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в ходе их взаимодействия);
- функция социализации (обмен опытом с задачей выработки и усвоения концепции правил и норм, которые действуют в социуме);
- коммуникативно-аффективная (неосознанное или направленное влияние на эмоциональную сферу оппонента);
- координации (координация действий при активности группы);
- понимания (понимание и расшифровка кода информации в том виде и значении, в котором оппонент хотел передать информацию).
Все средства общения принято разделять на две категории: вербальные и невербальные.
Каждая группа реализует свою функцию. И если вербальные (словесные) средства общения обращены на то, чтобы донести до оппонента смысл произнесенного, то невербальные средства передают эмоции и отношение человека к тому, с кем он находится во взаимодействии.
Невербальные средства общения
Невербальная коммуникация ‒ это система знаков, символов, которая применяется для передачи сообщения и предназначенная для наиболее совершенного его осознания, которая в определенной степени не зависит от психологических и социально-психологических свойств личности, которая имеет довольно четкий круг значений и может быть представлена как специфическая знаковая система.
Невербальные средства в общении людям нужны для четкости в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Так как внешнее невербальное выражение чувств и эмоций, выполняемое телом, тоже представляется некоторым набором знаков и символов, его часто именуют «языком тела».
Невербальное общение складывается из двух больших групп: экстралингвистические и паралингвистические средства общения.
Паралингвистическая группа:
- Просодика. В данную группу полагается включать компоненты, которые дополняют речь. Это тембр, сила и глубина голоса, величина выразительности артикуляции, ударения, длина и характер пауз, и т.д. Другими словами средства просодического уровня дают возможность придать оттенок информации при помощи воздействия на голос.
- Кинесика – комплекс телодвижений (жестов, мимики), которые используются в ходе общения людей (исключая движения речевого аппарата).
- Графемика - способ письма, который передает эмоции и чувства человека. Манера писать слова и буквы может изменяться в зависимости от эмоционального фона. Так, скажем, сердитый человек сильно нажимает ручкой на бумагу, а человек задумчивый может допустить погрешности и забыть завершить «крючки».
Паралингвистические средства общения нельзя применять без привязки к речи.
Экстралингвистическая группа:
- Такесика - это невербальное средство общения, которое основано на осязаемых сигналах, передаваемых друг-другу людьми. В их число включаются поцелуи, объятия, похлопывания, поглаживания, рукопожатия и другие коммуникативные действия.
- Проксемика. Собеседники в процессе взаимодействия могут располагаться в отдалении или вблизи друг от друга, преднамеренно или подсознательно осуществляя контроль дистанции. Способ организации контакта в пространстве, который отражает отношения собеседников друг к другу, именуется проксемикой.
- Хронемика. Распределение времени в ходе общения. Человек может торопиться на встречу, а может откладывать звонок. Он может долго ожидать, когда собеседник освободиться, а может уменьшить время контакта.
- Экстралингвистика. Передача эмоций с поддержкой голоса, но без привязки к речи. К данным средствам относится недовольное урчание, покашливание, вздохи, вскрики и т.д.
- Сенсорика. Восприятие собеседника при помощи органов чувств. Человек откликается на запах, нежность кожи во время прикосновения и визуальное восприятие собеседника. Здесь также выделяют отдельные подгруппы. Примером здесь могут быть ольфакторные средства общения (восприятие через обоняние) и средства общения фонационные (восприятие на слух).
Невербальному общению обучаться нет необходимости, так как это врожденные умения.
Вербальные средства общения
Вербальное общение – вид межличностной речевой коммуникации, то есть, вербальное общение – это общение с помощью речи, слов.
Вербальные средства коммуникации также именуют «знаковыми».
В отличие от невербальных, знаковые средства общения в чистом виде невозможно интерпретировать двусмысленно.
Основной компонент вербального общения ‒ речь.
Речевые виды деятельности:
- чтение;
- письмо;
- говорение;
- слушание.
Речь разделяется на письменную, устную и внутренне направленную.
Язык тесно связан с народом, который выступает в роли носителя языка. Используя язык, люди общаются друг с другом и транслируют мысли на самом доступном и простом уровне.
Язык и общество не могут существовать отдельно друг от друга. Их формирование также совершается параллельно, потому любые перемены в жизни общества сразу же обретают отражение в языке.
Функции языка:
- коммуникативная;
- аккумулятивная (передача и хранение знаний);
- конструктивная (при помощи языка можно предавать мыслям форму);
- познавательная;
- этническая (соединяет людей в группы);
- эмоциональная (передача и описание чувств в форме кода слов).
Процесс воспроизведения речи ‒ это последовательная цепочка от возникновения мысли и ее кодировки в форму звуков, до конкретного проговаривания и передачи информации собеседнику.
Общение, в котором фигурирует речь, предполагает три функциональных компонента такие как, объект, субъект и речевое сообщение.
Свободное владение средствами общения и умение их точно интерпретировать дает возможность эффективно сосуществовать в социуме. Важно сбалансировать в своей речи невербальные и вербальные формы общения. Это даст возможность наиболее полно доносить до собеседника свою информацию и воспринимать его послания.