Гуманистическая психология — это направление в западной, в первую очередь, американской, психологии. Она ставит во главу угла личность как уникальную целостную систему.
Основные положения гуманистической психологии
Гуманистическая психология использует в качестве основных предметов анализа:
- Высшие ценности,
- Личностную самоактуализацию,
- Творческое начало,
- Любовь и свободу,
- Автономию и ответственность,
- Здоровье психики,
- Межличностное общение.
Гуманистическая психология становится самостоятельным течением в начале 60-х годов 20 века, выступая в качестве протеста против доминирования бихевиоризма и психоанализа в Америке. Она получает название третьей силы. Среди исследователей, которые причастны к данному направлению, можно перечислить Маслоу, Роджерса, Франкла, Бюлера и др.
Гуманистическая психология основана на таком направлении, как экзистенциализм, при этом ее манифест представлен изданием под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология». Это сборник докладов, которые были сделаны на симпозиуме в Цинциннати осенью 1959 года в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.
Эта Ассоциация выступала против построения психологии по образу естественных наук и пыталась доказать, что человека, который даже стал объектом исследования, необходимо изучать как активного субъекта, проводящего оценку экспериментальной ситуации и выбор способа поведения.
В 1963 году первым президентом Ассоциации гуманистической психологии, Д. Бьюдженталем было выдвинуто 5 основополагающих положений гуманистической психологии. Он говорил о том, что человек — это целостное существо, которое превосходит систему своих составляющих (по-другому говоря, индивид не может быть объяснен в ходе научного исследования его частичных функций).
В соответствии с гуманистической психологией развертывание человеческого бытия происходит через контекст человеческих отношений (человека невозможно объяснить с помощью частичных функций, в которых не принят к расчету межличностный опыт).
Еще одно положение гласит, что человек сознает себя. Его невозможно понять посредством психологии, которая не учитывает его непрерывное, многоуровневое самосознание. Человек обладает выбором и не является пассивным наблюдателем процесса собственного существования (сам творит свой собственный опыт).
На основании гуманистической психологии происходит построение некоторых направлений психотерапии и гуманистической педагогики. Лечебные факторы в работе гуманистического психолога и психотерапевта представлены безусловным принятием пациента, поддержкой и эмпатией, вниманием к внутренним переживаниям, стимулированием выбора и принятия решений, подлинностью.
Тем не менее, при своей очевидной простоте, гуманистическая психотерапия базируется на серьезной феноменологической философской основе и использует весьма обширный набор терапевтических технологий и методов. Основополагающее убеждение гуманистически-ориентированных специалистов состоит в том, что любой индивид содержит потенциал выздоровления. Если есть определенные условия, то он способен сам в полной мере реализовать потенциал. По этой причине действия гуманистического психолога направлены, в первую очередь, на формирование благоприятных условий для реинтеграции личности при проведении терапевтических встреч.
Основные положения когнитивной психологии
Когнитивная психология — это раздел психологии, который занимается исследованием когнитивных (познавательных) процессов сознания человека. Такие исследования чаще всего относятся к проблемам внимания и памяти, чувств и представлений, мышления и воображения.
Когнитивные способности людей в информационных единицах нельзя считать очень большими. Они, в соответствии с экспериментальными данными Лившица, составили 120 бит / чел. час. Когнитивный процесс в целом подчинен принципу, который Лившиц назвал «гносеологическим принципом Колмогорова». По мнению исследователя, он обладает волновой формой в нелинейных средах.
Большая часть положений когнитивной психологии относится к современной психолингвистике. В целом наука основана на осуществлении аналогии между преобразованием сведений в вычислительном устройстве и познавательными процессами человека. Таким образом, ученые выделили многочисленные структурные элементы (блоки) познавательных и исполнительных процессов (в первую очередь, памяти).
Больше всего в рамках когнитивной психологии получила распространение концепция, которая представляет психику как устройство с фиксированной способностью преобразовывать сигналы. Основная роль в данной концепции была отведена внутренним когнитивным схемам и активности организма при осуществлении познания. Когнитивную систему человека чаще всего рассматривают как систему, которая наделена устройством ввода, хранения, вывода сведений, учитывая их пропускную способность.
Сравнение гуманистической и когнитивной психологии
Гуманистическая психология в качестве основных предметов анализа рассматривает ответственность, высшие ценности, самоактуализацию, творчество и свободу личности, любовь, автономию, психическое здоровье, межличностное общение.
Среди основных позиций гуманистической психологии, являющихся общими для большинства ее школ, можно выделить:
- Целостность человека, рассмотрение человеческой жизни как единого процесса;
- Стремление человека по определению к самореализации;
- Свобода выбора.
Когнитивная же психология в большей мере изучает то, каким образом человек получает информацию о мире. Она анализирует то, как данная информация представляется людьми, как происходит ее сохранение в памяти и преобразование в знания. Далее исследования посвящены тому, как данные знания влияют на наше внимание и поведение.
Таким образом, когнитивная психология изучает практически все познавательные процессы, начиная от ощущений и заканчивая восприятием, распознаванием образов, памяти, формированием понятий, мышлением, воображением.