Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Способы противодействия негативным эмоциональным состояниям

Все предметы / Психология / Способы противодействия негативным эмоциональным состояниям
Определение 1

Эмоциональные состояния — это психические состояния, возникающие в процессе жизнедеятельности человека. Они предопределяют уровень информационного и энергетического обмена, а также направленность поведения.

Особенности эмоциональных состояний

Эмоциональная сфера включает эмоции, которые управляют индивидом. Этот процесс намного сильнее, чем кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций представляет собой целое эмоциональное состояние, характеризующееся определенными особенностями человеческого поведения.

В соответствии с влиянием на жизнь и деятельность человека, эмоции делятся на несколько групп:

  • Стенические эмоции (повышают жизнедеятельность организма);
  • Астенические эмоции (понижают тонус и возможности организма).

Эмоциональные состояния, в которых преобладают стенические или астенические эмоции, проявляются у людей в любом виде их деятельности. Этот процесс становится со временем характерологической чертой человека, поскольку от состояния эмоций зависит здоровье, жизнь, отношения в семье и на работе. Соответствующие эмоциональные состояния и их изменения способствуют коренным изменениям в жизни людей.

В повседневной жизни происходит расслоение людей в группы по близким эмоциональным состояниям. Различные группы, испытывающие разные эмоции, могут плохо понимать друг друга, у них хуже происходит коммуникация. В рамках групп дела обстоят лучше. Как правило, цельные и сформировавшиеся группы принадлежат к похожему эмоциональному состоянию.

Существует набор неизменных реакций, которые соответствуют каждому эмоциональному состоянию. У любого человека происходит изменение эмоций в строго определенном порядке. Данная закономерность может использоваться для всех без исключения людей.

Приемы регуляции негативных эмоциональных состояний

Готовые работы на аналогичную тему

Способы регуляции негативных эмоциональных состояний сводятся к нескольким основным приемам:

  • Сознательные усилия, которые концентрируются на активации других эмоций;
  • Использование внимания;
  • Проявление физической активности с целью разрядки эмоционального напряжения.

Сегодня существует множество различных вариантов саморегуляции негативных эмоциональных состояний. Они включают релаксацию, аутогенную тренировку, десенсибилизацию, реактивную медитацию и др.

Частные способы противодействия негативным эмоциональным состояниям представлены использованием дыхательных упражнений, психической регуляцией, применением «защитных механизмов», изменением направленности сознания.

Негативное эмоциональное состояние, прежде всего, необходимо попытаться исключить или ослабить с помощью сознательных усилий, которые направлены на активацию другой эмоции. Как правило, она должна быть противоположной той, которую индивид уже переживает и желает исключить.

Еще один способ называется когнитивная регуляция. Он связан с применением мышления и внимания с целью подавления нежелательной эмоции или установки контроля над ней. В этом случае происходит переключение сознания на действия или события, которые вызывают интерес и позитивные эмоциональные переживания.

Способ, связанный с моторной регуляцией, предполагает использование физической активности. Она представляет собой в этом случае канал для разрядки возникающего эмоционального напряжения.

Психическая регуляция негативных эмоциональных состояний

Психическая регуляция негативного эмоционального состояния может быть связана в внешним воздействием или с саморегуляцией. Извне она осуществляется с помощью других людей, музыкальных композиций, природного ландшафта и др.

В обоих случаях наиболее распространен способ, который в 1932 году разработал немецкий психиатр И. Шультц. Он называется «аутогенная тренировка». Сегодня появилось много модификаций этого инструмента воздействия на негативные эмоции и состояния.

Вместе с аутогенной тренировкой используют часто и другую систему саморегуляции, названную «прогрессивная релаксация». Она действует за счет мышечного расслабления. Разрабатывая этот способ, Э. Джекобсон взял за основу тот факт, что при наличии многих эмоций можно наблюдать напряжение скелетных мышц.

Ученый, взяв за основу теорию Джемса-Ланге, с целью снятия эмоциональной напряженности предложил расслаблять мышцы. Этому способу также соответствуют рекомендации изображать на лице улыбку при наступлении переживаний негативного характера. Слагаемыми положительного воздействия ученый считал смех, помогающий переоценить состояние человека и значимость события. После того, как человек отсмеялся, происходит нормализация работы сердца и расслабление мышц.

В России А. В. Алексеев создал новую методику, названную «психорегулирующая тренировка». Она отличается от аутогенной тренировки тем, что в ней не используют внушение «ощущения тяжести» в разных частях тела. В этой методике присутствует не только успокаивающая, но и возбуждающая часть с беспристрастной концентрацией внимания на образах и ощущениях, которые связаны с расслаблением скелетных мышц.

Физиологическая основа психорегулирующей тренировки представлена тем фактом, что мышечная система с помощью проприорецептивной импульсации становится базовым стимулятором головного мозга. При расслаблении мышц можно ослаблять данное тонизирующее влияние. Об этом свидетельствует уменьшение электрического раздражения и ответных реакций на него, а также коленный рефлекс. Если же напрягать мышцы, то эта тонизация увеличивается.

Осуществлять произвольное напряжение мышц могут даже маленькие дети. С произвольным расслаблением, когда оно происходит в сравнении с состоянием покоя, дело обстоит хуже. Данная способность появляется у детей в возрасте 12-13 лет. Часто при развитии этой сферы происходит обратное, то есть при попытке расслабить мышцы, они немного напрягаются.

Для регуляции эмоций используется изменение направленности сознания. Варианты этого инструмента разнообразны и включают отключение (отвлечение), переключение, снижение значимости и др.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис